МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Нижегородской области
Управление образования, молодёжной политики и спорта администрации
Пильнинского муниципального округа
Муниципальное общеобразовательное учреждение Медянская средняя школа
Приложение 1 к АООП,
утвержденной
приказом директора
от 25.08.2023 г. № 60 о.д.
Рабочая программа общего образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
вариант 1
«Основы социальной жизни»
(для 6 класса)
Москва
2023
ОГЛАВЛЕНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ...................................................................... 2
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ .......................................................................... 5
III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ................................................................. 7
IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ...... Error! Bookmark not defined.
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Основы социальной
жизни» составлена на основе Федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (далее ФАООП УО (вариант 1)),
утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г.
№ 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их
особых
образовательных
потребностей,
а
также
индивидуальных
особенностей и возможностей.
Учебный
предмет
«Основы
социальной
жизни»
относится
к
предметной области «Человек и общество» и является обязательной частью
учебного плана. Рабочая программа по учебному предмету «Основы
социальной жизни» В 6 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет
68 часа в год (2 часа в неделю).
ФАООП УО (вариант 1) определяет цель и задачи учебного предмета
«Основы социальной жизни».
Цель обучения – практическая подготовка обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к самостоятельной жизни и
трудовой деятельности в ближайшем и более отдаленном социуме.
Задачи обучения:
− овладение обучающимися некоторыми знаниями и жизненными
компетенциями, необходимыми для успешной социализации в современном
обществе;
− развитие и совершенствование навыков ведения домашнего хозяйства;
− воспитание положительного отношения к домашнему труду;
− развитие умений, связанных с решением бытовых экономических
задач;
− формирование социально-нормативного поведения в семье и обществе;
− формирование умений, необходимых для выбора профессии и
дальнейшего трудоустройства;
− коррекция недостатков познавательной и эмоционально-волевой сфер;
− развитие коммуникативной функции речи.
Рабочая программа по учебному предмету «Основы социальной
жизни» в 6 классе определяет следующие задачи:
− формирование знаний о представления о разных группах продуктов
питания; отдельных видов продуктов питания, относящихся к различным
группам; понимание их значения для здорового образа жизни человека;
− формирование знаний о санитарно-гигиенических требованиях к
процессу приготовления пищи;
− формирование умений соблюдать требования техники безопасности
при приготовлении пищи;
− формирование знаний отдельных видов одежды и обуви, некоторых
правил ухода за ними; соблюдение усвоенных правил в повседневной жизни;
− формирование умений называть торговые организации, их виды и
назначения;
− формирование знаний о способах хранения и переработки продуктов
питания;
− формирование умения составлять ежедневное меню из предложенных
продуктов питания;
− формирование умения самостоятельно готовить несложные знакомые
блюда;
− формирование умений соблюдать правила личной гигиены по уходу за
полостью рта, волосами, кожей рук и т.д.;
− формирование умений соблюдать правила поведения в доме и
общественных
поведения.
местах;
представления
о
морально-этических
нормах
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Обучение «Основам социальной жизни» в 6 классе носит основы
теоретических знаний и практических умений. «Основы социальной жизни»
тесно связаны с другими учебными предметами, жизнью и направлены на
подготовку обучающихся к самостоятельной жизни и трудовой деятельности.
Программа обучения в 6 классе осуществляется по принципу
усложнения и увеличения объема сведений. Содержание курса обеспечивает
формирование и развитие у обучающихся необходимых им навыков
самообслуживания,
ведения
домашнего
хозяйства,
ориентировки
в
окружающем мире. На втором году обучения программа направлена на
формирование
у
обучающихся
знаний
и
умений,
способствующих
социально-бытовой адаптации, на повышение общего уровня культуры и
отношений в семье. В ходе занятий дети учатся самостоятельно пользоваться
услугами учреждений торговли и транспорта. Особое внимание уделяется
темам, направленным на обучение соблюдению санитарных норм в быту,
формированию безопасного и здорового образа жизни, выполнение
ежедневных домашних обязанностей. Большое значение имеют разделы,
направленные на формирование культуры поведения, как в кругу семьи, так
и в общественных местах.
При реализации программы и проведении занятий, одновременно
решаются
задачи
воспитания
личностных
качеств:
трудолюбия,
аккуратности, терпении, усидчивости; элементов трудовой культуры;
организации труда; экономного и бережного отношения к продуктам,
оборудованию; строгого соблюдения правил безопасной работы и гигиены
труда; творческого отношения к домашнему труду; развития обоняния,
осязания, внимания, наблюдательности, памяти, воображения.
Программой предусмотрены беседы, ролевые игры, требующие знаний
о поведении на улице и в транспорте, практические задания, которые служат
для закрепления учебных навыков и знаний, а также совершенствования и
формирования новых умений и навыков, используемые обучающимися в
повседневной жизни. На уроках предмета «Основы социальной жизни»
целесообразно организовывать работу детей в парах или малых группах с
учетом уровня подготовленности. Это позволит каждому ученику овладеть
навыками сотрудничества, коллективного приготовления пищи, ухода за
одеждой, обувью, научиться самостоятельно пользоваться общественным
транспортом.
Реализация курса должна способствовать достижению личностных
результатов: пониманию своих реальных возможностей, владению навыками
адаптации
к
изменяющимся
жизненным
условиям,
развитию
коммуникативных навыков и навыков сотрудничества, усвоению моральноэтических
норм,
принятых
в
обществе,
развитию
эстетического
и
художественного вкуса детей, формированию установки на безопасный
здоровый образ жизни, интереса к творчеству.
Содержание разделов
№
Название раздела
Количество
Контрольные работы,
часов
тесты
1
Личная гигиена и здоровье
4
2
Охрана здоровья
7
1
3
Жилище
11
1
4
Одежда и обувь
10
1
5
Питание
21
1
6
Транспорт
3
7
Средства связи
3
8
Предприятия, организации,
3
учреждения
9
Семья
5
10 Итоговое занятие
Итого:
III.
1
1
68
5
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
− овладение начальными трудовыми навыками, используемыми в
повседневной жизни;
− формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками
на уроках ОСЖ;
− сформированность установки на бережное отношение к материальным
ценностям;
− воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Предметные:
Минимальный уровень:
− иметь представления о разных группах продуктов питания;
− знать, из чего состоит пища;
− знать отдельные виды продуктов питания, относящихся к различным
группам; понимать их значения для здорового образа жизни человека;
− уметь приготовить несложные виды блюд под руководством учителя;
− различать виды медицинской помощи;
− иметь представления о санитарно-гигиенических требованиях к
процессу приготовления пищи;
− соблюдать требования техники безопасности при приготовлении пищи;
− знать отдельные виды одежды и обуви, некоторых правил ухода за
ними; соблюдать усвоенные правила в повседневной жизни;
− знать правила личной гигиены и выполнять их под руководством
взрослого;
− знать названия торговых организаций, их виды и назначения;
− совершать покупки различных товаров под руководством взрослого;
− знать и соблюдать правила поведения в общественных местах
(магазинах, транспорте, музеях, медицинских учреждениях).
Достаточный уровень:
− классифицировать продукты питания по содержанию в них
различных веществ;
− соблюдать санитарно-гигиенические правила при приготовлении
пищи;
− уметь самостоятельно приготовить несложные знакомые блюда;
− уметь самостоятельно совершать покупки товаров ежедневного
назначения;
− уметь пользоваться бытовой техникой (посудомоечная машина,
тостер, кухонный
комбайн, электрический чайник, варочная панель);
− уметь выполнять последовательность утреннего и вечернего
туалета;
− классифицировать личные и общие предметы личной гигиены;
− классифицировать виды жилых помещений в городе и селе;
− описывать способ передвижения в школу и обратно;
− знать образовательные учреждения нашего города;
− осознавать
необходимость
соблюдения
режима
дня
для
сохранения здоровья;
− знать место работы родителей и ближайших родственников;
− уметь оказать первую помощь при порезах.
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
−
0 баллов - нет фиксируемой динамики;
−
1 балл - минимальная динамика;
−
2 балла - удовлетворительная динамика;
−
3 балла - значительная динамика.
Оценка
предметных
индивидуального
и
результатов
фронтального
опроса
осуществляется
обучающихся,
по
итогам
выполнения
самостоятельных работ (по темам уроков), контрольных работ (входных,
текущих, промежуточных и итоговых) и тестовых заданий.
предметных
результатов
учитывается
уровень
При оценке
самостоятельности
обучающегося и особенности его развития.
Критерии оценки предметных результатов
Оценка «5» ставится если:
− обучающийся полностью излагает изученный материал в объеме
программы по учебному предмету;
− умеет использовать таблицы, схемы;
− понимает и объясняет изученные понятия, термины;
− самостоятельно выстраивает ответ.
Оценка «4» ставится, если обучающийся воспроизводит учебный
материал, но допускает 1-2 неточности в фактическом вопросе:
− не может самостоятельно привести пример;
− отвечает на наводящие вопрос.
Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знания и
понимание учебного материала по данному вопросу, но эти знания излагает
не полностью, монологическая речь несвязная, воспроизводит изученный
материал по наводящим вопросам учителя.
Оценка «2» не ставится.