РП_6_ОСЖ

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Нижегородской области
Управление образования, молодёжной политики и спорта администрации
Пильнинского муниципального округа
Муниципальное общеобразовательное учреждение Медянская средняя школа

Приложение 1 к АООП,
утвержденной
приказом директора
от 25.08.2023 г. № 60 о.д.

Рабочая программа общего образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
вариант 1
«Основы социальной жизни»
(для 6 класса)

Москва
2023

ОГЛАВЛЕНИЕ

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ...................................................................... 2
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ .......................................................................... 5
III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ................................................................. 7
IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ...... Error! Bookmark not defined.

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Основы социальной
жизни» составлена на основе Федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) (далее ФАООП УО (вариант 1)),
утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г.
№ 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их
особых

образовательных

потребностей,

а

также

индивидуальных

особенностей и возможностей.
Учебный

предмет

«Основы

социальной

жизни»

относится

к

предметной области «Человек и общество» и является обязательной частью
учебного плана. Рабочая программа по учебному предмету «Основы
социальной жизни» В 6 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет
68 часа в год (2 часа в неделю).
ФАООП УО (вариант 1) определяет цель и задачи учебного предмета
«Основы социальной жизни».
Цель обучения – практическая подготовка обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к самостоятельной жизни и
трудовой деятельности в ближайшем и более отдаленном социуме.
Задачи обучения:
− овладение обучающимися некоторыми знаниями и жизненными
компетенциями, необходимыми для успешной социализации в современном
обществе;
− развитие и совершенствование навыков ведения домашнего хозяйства;
− воспитание положительного отношения к домашнему труду;
− развитие умений, связанных с решением бытовых экономических
задач;
− формирование социально-нормативного поведения в семье и обществе;
− формирование умений, необходимых для выбора профессии и
дальнейшего трудоустройства;
− коррекция недостатков познавательной и эмоционально-волевой сфер;
− развитие коммуникативной функции речи.

Рабочая программа по учебному предмету «Основы социальной
жизни» в 6 классе определяет следующие задачи:
− формирование знаний о представления о разных группах продуктов
питания; отдельных видов продуктов питания, относящихся к различным
группам; понимание их значения для здорового образа жизни человека;
− формирование знаний о санитарно-гигиенических требованиях к
процессу приготовления пищи;
− формирование умений соблюдать требования техники безопасности
при приготовлении пищи;
− формирование знаний отдельных видов одежды и обуви, некоторых
правил ухода за ними; соблюдение усвоенных правил в повседневной жизни;
− формирование умений называть торговые организации, их виды и
назначения;
− формирование знаний о способах хранения и переработки продуктов
питания;
− формирование умения составлять ежедневное меню из предложенных
продуктов питания;
− формирование умения самостоятельно готовить несложные знакомые
блюда;
− формирование умений соблюдать правила личной гигиены по уходу за
полостью рта, волосами, кожей рук и т.д.;
− формирование умений соблюдать правила поведения в доме и
общественных
поведения.

местах;

представления

о

морально-этических

нормах

II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Обучение «Основам социальной жизни» в 6 классе носит основы
теоретических знаний и практических умений. «Основы социальной жизни»
тесно связаны с другими учебными предметами, жизнью и направлены на
подготовку обучающихся к самостоятельной жизни и трудовой деятельности.
Программа обучения в 6 классе осуществляется по принципу
усложнения и увеличения объема сведений. Содержание курса обеспечивает
формирование и развитие у обучающихся необходимых им навыков
самообслуживания,

ведения

домашнего

хозяйства,

ориентировки

в

окружающем мире. На втором году обучения программа направлена на
формирование

у

обучающихся

знаний

и

умений,

способствующих

социально-бытовой адаптации, на повышение общего уровня культуры и
отношений в семье. В ходе занятий дети учатся самостоятельно пользоваться
услугами учреждений торговли и транспорта. Особое внимание уделяется
темам, направленным на обучение соблюдению санитарных норм в быту,
формированию безопасного и здорового образа жизни, выполнение
ежедневных домашних обязанностей. Большое значение имеют разделы,
направленные на формирование культуры поведения, как в кругу семьи, так
и в общественных местах.
При реализации программы и проведении занятий, одновременно
решаются

задачи

воспитания

личностных

качеств:

трудолюбия,

аккуратности, терпении, усидчивости; элементов трудовой культуры;
организации труда; экономного и бережного отношения к продуктам,
оборудованию; строгого соблюдения правил безопасной работы и гигиены
труда; творческого отношения к домашнему труду; развития обоняния,
осязания, внимания, наблюдательности, памяти, воображения.
Программой предусмотрены беседы, ролевые игры, требующие знаний
о поведении на улице и в транспорте, практические задания, которые служат
для закрепления учебных навыков и знаний, а также совершенствования и

формирования новых умений и навыков, используемые обучающимися в
повседневной жизни. На уроках предмета «Основы социальной жизни»
целесообразно организовывать работу детей в парах или малых группах с
учетом уровня подготовленности. Это позволит каждому ученику овладеть
навыками сотрудничества, коллективного приготовления пищи, ухода за
одеждой, обувью, научиться самостоятельно пользоваться общественным
транспортом.
Реализация курса должна способствовать достижению личностных
результатов: пониманию своих реальных возможностей, владению навыками
адаптации

к

изменяющимся

жизненным

условиям,

развитию

коммуникативных навыков и навыков сотрудничества, усвоению моральноэтических

норм,

принятых

в

обществе,

развитию

эстетического

и

художественного вкуса детей, формированию установки на безопасный
здоровый образ жизни, интереса к творчеству.
Содержание разделов
№

Название раздела

Количество

Контрольные работы,

часов

тесты

1

Личная гигиена и здоровье

4

2

Охрана здоровья

7

1

3

Жилище

11

1

4

Одежда и обувь

10

1

5

Питание

21

1

6

Транспорт

3

7

Средства связи

3

8

Предприятия, организации,

3

учреждения
9

Семья

5

10 Итоговое занятие
Итого:

III.

1

1

68

5

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные:
− овладение начальными трудовыми навыками, используемыми в
повседневной жизни;

− формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками
на уроках ОСЖ;
− сформированность установки на бережное отношение к материальным
ценностям;
− воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Предметные:
Минимальный уровень:
− иметь представления о разных группах продуктов питания;
− знать, из чего состоит пища;
− знать отдельные виды продуктов питания, относящихся к различным
группам; понимать их значения для здорового образа жизни человека;
− уметь приготовить несложные виды блюд под руководством учителя;
− различать виды медицинской помощи;
− иметь представления о санитарно-гигиенических требованиях к
процессу приготовления пищи;
− соблюдать требования техники безопасности при приготовлении пищи;
− знать отдельные виды одежды и обуви, некоторых правил ухода за
ними; соблюдать усвоенные правила в повседневной жизни;
− знать правила личной гигиены и выполнять их под руководством
взрослого;
− знать названия торговых организаций, их виды и назначения;
− совершать покупки различных товаров под руководством взрослого;
− знать и соблюдать правила поведения в общественных местах
(магазинах, транспорте, музеях, медицинских учреждениях).
Достаточный уровень:
− классифицировать продукты питания по содержанию в них
различных веществ;
− соблюдать санитарно-гигиенические правила при приготовлении
пищи;

− уметь самостоятельно приготовить несложные знакомые блюда;
− уметь самостоятельно совершать покупки товаров ежедневного
назначения;
− уметь пользоваться бытовой техникой (посудомоечная машина,
тостер, кухонный

комбайн, электрический чайник, варочная панель);

− уметь выполнять последовательность утреннего и вечернего
туалета;
− классифицировать личные и общие предметы личной гигиены;
− классифицировать виды жилых помещений в городе и селе;
− описывать способ передвижения в школу и обратно;
− знать образовательные учреждения нашего города;
− осознавать

необходимость

соблюдения

режима

дня

для

сохранения здоровья;
− знать место работы родителей и ближайших родственников;
− уметь оказать первую помощь при порезах.
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
−

0 баллов - нет фиксируемой динамики;

−

1 балл - минимальная динамика;

−

2 балла - удовлетворительная динамика;

−

3 балла - значительная динамика.

Оценка

предметных

индивидуального

и

результатов

фронтального

опроса

осуществляется
обучающихся,

по

итогам

выполнения

самостоятельных работ (по темам уроков), контрольных работ (входных,
текущих, промежуточных и итоговых) и тестовых заданий.
предметных

результатов

учитывается

уровень

При оценке

самостоятельности

обучающегося и особенности его развития.
Критерии оценки предметных результатов

Оценка «5» ставится если:
− обучающийся полностью излагает изученный материал в объеме
программы по учебному предмету;
− умеет использовать таблицы, схемы;
− понимает и объясняет изученные понятия, термины;
− самостоятельно выстраивает ответ.
Оценка «4» ставится, если обучающийся воспроизводит учебный
материал, но допускает 1-2 неточности в фактическом вопросе:
− не может самостоятельно привести пример;
− отвечает на наводящие вопрос.
Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знания и
понимание учебного материала по данному вопросу, но эти знания излагает
не полностью, монологическая речь несвязная, воспроизводит изученный
материал по наводящим вопросам учителя.
Оценка «2» не ставится.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».