МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Нижегородской области
Управление образования, молодёжной политики и спорта администрации
Пильнинского муниципального округа
Муниципальное общеобразовательное учреждение Медянская средняя
школа
Приложение 1 к АООП,
утвержденной
приказом директора
от 25.08.2023 г. № 60 о.д.
Рабочая программа общего образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
вариант 1
«Основы социальной жизни»
(для 5 класса)
Москва
2023
ОГЛАВЛЕНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА .................................................................... 2
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ........................................................................ 5
III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ............................................................... 7
IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ............... Error! Bookmark not defined.
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Основы социальной
жизни» составлена на основе Федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (далее ФАООП УО (вариант 1)),
утвержденной
приказом
Министерства
просвещения
России
от
24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом
реализации
их
особых
образовательных
потребностей,
а
также
индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Основы социальной жизни» относится к
предметной области «Человек и общество» и является обязательной
частью учебного плана. Рабочая программа по учебному предмету
«Основы социальной жизни» В 5 классе рассчитана на 34 учебные недели
и составляет 68 часов в год (2 часа в неделю).
ФАООП УО (вариант 1) определяет цель и задачи учебного предмета
«Основы социальной жизни».
Цель
обучения
умственной
–
отсталостью
практическая
подготовка
(интеллектуальными
обучающихся
нарушениями)
с
к
самостоятельной жизни и трудовой деятельности в ближайшем и более
отдаленном социуме.
Задачи обучения:
− овладение обучающимися некоторыми знаниями и жизненными
компетенциями,
необходимыми
для
успешной
социализации
в
современном обществе;
− развитие
и
совершенствование
навыков
ведения
домашнего
хозяйства;
− воспитание положительного отношения к домашнему труду;
− развитие умений, связанных с решением бытовых экономических
задач;
− формирование социально-нормативного поведения в семье и
обществе;
− формирование умений, необходимых для выбора профессии и
дальнейшего трудоустройства;
− коррекция недостатков познавательной и эмоционально-волевой
сфер;
− развитие коммуникативной функции речи.
Рабочая программа по учебному предмету «Основы социальной
жизни» в 5 классе определяет следующие задачи:
− формирование знаний о представлениях о разных группах продуктов
питания; отдельных видов продуктов питания, относящихся к различным
группам; понимание их значения для здорового образа жизни человека;
− формирование знаний о санитарно-гигиенических требованиях к
процессу приготовления пищи;
− формирование умений соблюдать требования техники безопасности
при приготовлении пищи;
− формирование знаний отдельных видов одежды и обуви, некоторых
правил ухода за ними; соблюдение усвоенных правил в повседневной
жизни;
− формирование знаний о способах хранения и переработки продуктов
питания;
− формирование
умения
составлять
ежедневное
меню
из
предложенных продуктов питания;
− формирование умений соблюдать правила личной гигиены по уходу
за полостью рта, волосами, кожей рук и т.д.;
− формирование умений соблюдать правила поведения в доме и
общественных местах.
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Обучение «Основам социальной жизни» в 5 классе носит основы
теоретических знаний и практических умений. «Основы социальной
жизни» тесно связаны с другими учебными предметами, жизнью и
направлены на подготовку обучающихся к самостоятельной жизни и
трудовой деятельности.
Программа обучения в 5 классе осуществляется по принципу
усложнения
и
увеличения
объема
сведений.
Содержание
курса
обеспечивает формирование и развитие у обучающихся необходимых им
навыков самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки
в окружающем мире. На первом году обучения программа направлена на
формирование у обучающихся знаний и умений, способствующих
социально-бытовой адаптации, на повышение общего уровня культуры и
отношений в семье. В ходе занятий дети учатся самостоятельно
пользоваться услугами учреждений торговли и транспорта. Особое
внимание уделяется темам, направленным на обучение соблюдению
санитарных норм в быту, формированию безопасного и здорового образа
жизни, выполнение ежедневных домашних обязанностей. Большое
значение имеют разделы, направленные на формирование культуры
поведения, как в кругу семьи, так и в общественных местах.
При реализации программы и проведении занятий, одновременно
решаются
задачи
воспитания
личностных
качеств:
трудолюбия,
аккуратности, терпении, усидчивости; элементов трудовой культуры;
организации труда; экономного и бережного отношения к продуктам,
оборудованию; строгого соблюдения правил безопасной работы и гигиены
труда; творческого отношения к домашнему труду; развития обоняния,
осязания, внимания, наблюдательности, памяти, воображения.
Программой предусмотрены беседы, ролевые игры, требующие
знаний о поведении на улице и в транспорте, практические задания,
которые служат для закрепления учебных навыков и знаний, а также
совершенствования
и
формирования
новых
умений
и
навыков,
используемые обучающимися в повседневной жизни. На уроках предмета
«Основы социальной жизни» целесообразно организовывать работу детей
в парах или малых группах с учетом уровня подготовленности. Это
позволит
каждому
ученику
овладеть
навыками
сотрудничества,
коллективного приготовления пищи, ухода за одеждой, обувью, научиться
самостоятельно пользоваться общественным транспортом.
Реализация курса должна способствовать достижению личностных
результатов: пониманию своих реальных
возможностей, владению
навыками адаптации к изменяющимся жизненным условиям, развитию
коммуникативных
навыков
и
навыков
сотрудничества,
усвоению
морально-этических норм, принятых в обществе, развитию эстетического
и художественного вкуса детей, формированию установки на безопасный
здоровый образ жизни, интереса к творчеству.
Содержание разделов
№
Название раздела
Количество
часов
Контрольные
работы, тесты
1
Вводный урок
1
1
2
Личная гигиена и здоровье
9
1
3
Охрана здоровья
4
4
Жилище
12
1
5
Одежда и обувь
8
1
6
Питание
22
1
7
Транспорт
5
8
Средства связи
3
9
Семья
3
10
Итоговое занятие
1
1
Итого:
68
6
III.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
− принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление
социально значимых мотивов учебной деятельности;
− овладение
элементарными
социально-бытовыми
навыками,
используемыми в повседневной жизни;
− владение начальными навыками коммуникации и принятыми
нормами социального взаимодействия;
− формирование
адекватных
представлений
о
собственных
возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении.
Предметные:
Минимальный уровень:
− иметь представления о разных группах продуктов питания;
− знать отдельные виды продуктов питания, относящихся к различным
группам; понимать их значения для здорового образа жизни человека;
− иметь представления о санитарно-гигиенических требованиях к
процессу приготовления пищи;
− знать отдельные виды одежды и обуви, некоторых правил ухода за
ними;
− соблюдать усвоенные правила в повседневной жизни;
− знать правила личной гигиены и выполнять их под руководством
взрослого;
− знать и соблюдать правила поведения в общественных местах
(магазинах, транспорте, музеях, медицинских учреждениях).
Достаточный уровень:
− знать способы хранения и переработки продуктов питания;
− составлять ежедневное меню из предложенных продуктов питания;
− соблюдать правила личной гигиены по уходу за полостью рта,
волосами, кожей рук и т.д.;
− соблюдать правила поведения в доме и общественных местах;
− иметь представления о морально-этических нормах поведения.
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
−
−
−
−
0 баллов - нет фиксируемой динамики;
1 балл - минимальная динамика;
2 балла - удовлетворительная динамика;
3 балла - значительная динамика.
Оценка предметных результатов осуществляется
по
итогам
индивидуального и фронтального опроса обучающихся, выполнения
самостоятельных работ (по темам уроков), контрольных работ (входных,
текущих, промежуточных и итоговых) и тестовых заданий.
предметных
результатов
учитывается
уровень
При оценке
самостоятельности
обучающегося и особенности его развития.
Критерии оценки предметных результатов
Оценка «5» ставится если:
− обучающийся полностью излагает изученный материал в объеме
программы по учебному предмету;
− умеет использовать таблицы, схемы;
− понимает и объясняет изученные понятия, термины;
− самостоятельно выстраивает ответ.
Оценка «4» ставится, если обучающийся воспроизводит учебный
материал, но допускает 1-2 неточности в фактическом вопросе:
− не может самостоятельно привести пример;
− отвечает на наводящие вопрос.
Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знания и
понимание учебного материала по данному вопросу, но эти знания
излагает не полностью, монологическая речь несвязная, воспроизводит
изученный материал по наводящим вопросам учителя.
Оценка «2» не ставится.