МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Нижегородской области Управление образования, молодёжной политики и спорта администрации Пильнинского муниципального округа Муниципальное общеобразовательное учреждение Медянская средняя школа Приложение 1 к АООП, утвержденной приказом директора от 25.08.2023 г. № 60 о.д. Рабочая программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 «Основы социальной жизни» (для 5 класса) Москва 2023 ОГЛАВЛЕНИЕ I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА .................................................................... 2 II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ........................................................................ 5 III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ............................................................... 7 IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ............... Error! Bookmark not defined. I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебному предмету «Основы социальной жизни» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ФАООП УО (вариант 1)), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR). ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей. Учебный предмет «Основы социальной жизни» относится к предметной области «Человек и общество» и является обязательной частью учебного плана. Рабочая программа по учебному предмету «Основы социальной жизни» В 5 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов в год (2 часа в неделю). ФАООП УО (вариант 1) определяет цель и задачи учебного предмета «Основы социальной жизни». Цель обучения умственной – отсталостью практическая подготовка (интеллектуальными обучающихся нарушениями) с к самостоятельной жизни и трудовой деятельности в ближайшем и более отдаленном социуме. Задачи обучения: − овладение обучающимися некоторыми знаниями и жизненными компетенциями, необходимыми для успешной социализации в современном обществе; − развитие и совершенствование навыков ведения домашнего хозяйства; − воспитание положительного отношения к домашнему труду; − развитие умений, связанных с решением бытовых экономических задач; − формирование социально-нормативного поведения в семье и обществе; − формирование умений, необходимых для выбора профессии и дальнейшего трудоустройства; − коррекция недостатков познавательной и эмоционально-волевой сфер; − развитие коммуникативной функции речи. Рабочая программа по учебному предмету «Основы социальной жизни» в 5 классе определяет следующие задачи: − формирование знаний о представлениях о разных группах продуктов питания; отдельных видов продуктов питания, относящихся к различным группам; понимание их значения для здорового образа жизни человека; − формирование знаний о санитарно-гигиенических требованиях к процессу приготовления пищи; − формирование умений соблюдать требования техники безопасности при приготовлении пищи; − формирование знаний отдельных видов одежды и обуви, некоторых правил ухода за ними; соблюдение усвоенных правил в повседневной жизни; − формирование знаний о способах хранения и переработки продуктов питания; − формирование умения составлять ежедневное меню из предложенных продуктов питания; − формирование умений соблюдать правила личной гигиены по уходу за полостью рта, волосами, кожей рук и т.д.; − формирование умений соблюдать правила поведения в доме и общественных местах. II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ Обучение «Основам социальной жизни» в 5 классе носит основы теоретических знаний и практических умений. «Основы социальной жизни» тесно связаны с другими учебными предметами, жизнью и направлены на подготовку обучающихся к самостоятельной жизни и трудовой деятельности. Программа обучения в 5 классе осуществляется по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Содержание курса обеспечивает формирование и развитие у обучающихся необходимых им навыков самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем мире. На первом году обучения программа направлена на формирование у обучающихся знаний и умений, способствующих социально-бытовой адаптации, на повышение общего уровня культуры и отношений в семье. В ходе занятий дети учатся самостоятельно пользоваться услугами учреждений торговли и транспорта. Особое внимание уделяется темам, направленным на обучение соблюдению санитарных норм в быту, формированию безопасного и здорового образа жизни, выполнение ежедневных домашних обязанностей. Большое значение имеют разделы, направленные на формирование культуры поведения, как в кругу семьи, так и в общественных местах. При реализации программы и проведении занятий, одновременно решаются задачи воспитания личностных качеств: трудолюбия, аккуратности, терпении, усидчивости; элементов трудовой культуры; организации труда; экономного и бережного отношения к продуктам, оборудованию; строгого соблюдения правил безопасной работы и гигиены труда; творческого отношения к домашнему труду; развития обоняния, осязания, внимания, наблюдательности, памяти, воображения. Программой предусмотрены беседы, ролевые игры, требующие знаний о поведении на улице и в транспорте, практические задания, которые служат для закрепления учебных навыков и знаний, а также совершенствования и формирования новых умений и навыков, используемые обучающимися в повседневной жизни. На уроках предмета «Основы социальной жизни» целесообразно организовывать работу детей в парах или малых группах с учетом уровня подготовленности. Это позволит каждому ученику овладеть навыками сотрудничества, коллективного приготовления пищи, ухода за одеждой, обувью, научиться самостоятельно пользоваться общественным транспортом. Реализация курса должна способствовать достижению личностных результатов: пониманию своих реальных возможностей, владению навыками адаптации к изменяющимся жизненным условиям, развитию коммуникативных навыков и навыков сотрудничества, усвоению морально-этических норм, принятых в обществе, развитию эстетического и художественного вкуса детей, формированию установки на безопасный здоровый образ жизни, интереса к творчеству. Содержание разделов № Название раздела Количество часов Контрольные работы, тесты 1 Вводный урок 1 1 2 Личная гигиена и здоровье 9 1 3 Охрана здоровья 4 4 Жилище 12 1 5 Одежда и обувь 8 1 6 Питание 22 1 7 Транспорт 5 8 Средства связи 3 9 Семья 3 10 Итоговое занятие 1 1 Итого: 68 6 III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные: − принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности; − овладение элементарными социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; − владение начальными навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; − формирование адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении. Предметные: Минимальный уровень: − иметь представления о разных группах продуктов питания; − знать отдельные виды продуктов питания, относящихся к различным группам; понимать их значения для здорового образа жизни человека; − иметь представления о санитарно-гигиенических требованиях к процессу приготовления пищи; − знать отдельные виды одежды и обуви, некоторых правил ухода за ними; − соблюдать усвоенные правила в повседневной жизни; − знать правила личной гигиены и выполнять их под руководством взрослого; − знать и соблюдать правила поведения в общественных местах (магазинах, транспорте, музеях, медицинских учреждениях). Достаточный уровень: − знать способы хранения и переработки продуктов питания; − составлять ежедневное меню из предложенных продуктов питания; − соблюдать правила личной гигиены по уходу за полостью рта, волосами, кожей рук и т.д.; − соблюдать правила поведения в доме и общественных местах; − иметь представления о морально-этических нормах поведения. Система оценки достижений Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах: − − − − 0 баллов - нет фиксируемой динамики; 1 балл - минимальная динамика; 2 балла - удовлетворительная динамика; 3 балла - значительная динамика. Оценка предметных результатов осуществляется по итогам индивидуального и фронтального опроса обучающихся, выполнения самостоятельных работ (по темам уроков), контрольных работ (входных, текущих, промежуточных и итоговых) и тестовых заданий. предметных результатов учитывается уровень При оценке самостоятельности обучающегося и особенности его развития. Критерии оценки предметных результатов Оценка «5» ставится если: − обучающийся полностью излагает изученный материал в объеме программы по учебному предмету; − умеет использовать таблицы, схемы; − понимает и объясняет изученные понятия, термины; − самостоятельно выстраивает ответ. Оценка «4» ставится, если обучающийся воспроизводит учебный материал, но допускает 1-2 неточности в фактическом вопросе: − не может самостоятельно привести пример; − отвечает на наводящие вопрос. Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знания и понимание учебного материала по данному вопросу, но эти знания излагает не полностью, монологическая речь несвязная, воспроизводит изученный материал по наводящим вопросам учителя. Оценка «2» не ставится.