РП_5_ОСЖ

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Нижегородской области
Управление образования, молодёжной политики и спорта администрации
Пильнинского муниципального округа
Муниципальное общеобразовательное учреждение Медянская средняя
школа

Приложение 1 к АООП,
утвержденной
приказом директора
от 25.08.2023 г. № 60 о.д.

Рабочая программа общего образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
вариант 1
«Основы социальной жизни»
(для 5 класса)

Москва
2023

ОГЛАВЛЕНИЕ

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА .................................................................... 2
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ........................................................................ 5
III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ............................................................... 7
IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ............... Error! Bookmark not defined.

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Основы социальной
жизни» составлена на основе Федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (далее ФАООП УО (вариант 1)),
утвержденной

приказом

Министерства

просвещения

России

от

24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом
реализации

их

особых

образовательных

потребностей,

а

также

индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Основы социальной жизни» относится к
предметной области «Человек и общество» и является обязательной
частью учебного плана. Рабочая программа по учебному предмету
«Основы социальной жизни» В 5 классе рассчитана на 34 учебные недели
и составляет 68 часов в год (2 часа в неделю).
ФАООП УО (вариант 1) определяет цель и задачи учебного предмета
«Основы социальной жизни».
Цель

обучения

умственной

–

отсталостью

практическая

подготовка

(интеллектуальными

обучающихся
нарушениями)

с
к

самостоятельной жизни и трудовой деятельности в ближайшем и более
отдаленном социуме.
Задачи обучения:
− овладение обучающимися некоторыми знаниями и жизненными
компетенциями,

необходимыми

для

успешной

социализации

в

современном обществе;
− развитие

и

совершенствование

навыков

ведения

домашнего

хозяйства;
− воспитание положительного отношения к домашнему труду;

− развитие умений, связанных с решением бытовых экономических
задач;
− формирование социально-нормативного поведения в семье и
обществе;
− формирование умений, необходимых для выбора профессии и
дальнейшего трудоустройства;
− коррекция недостатков познавательной и эмоционально-волевой
сфер;
− развитие коммуникативной функции речи.
Рабочая программа по учебному предмету «Основы социальной
жизни» в 5 классе определяет следующие задачи:
− формирование знаний о представлениях о разных группах продуктов
питания; отдельных видов продуктов питания, относящихся к различным
группам; понимание их значения для здорового образа жизни человека;
− формирование знаний о санитарно-гигиенических требованиях к
процессу приготовления пищи;
− формирование умений соблюдать требования техники безопасности
при приготовлении пищи;
− формирование знаний отдельных видов одежды и обуви, некоторых
правил ухода за ними; соблюдение усвоенных правил в повседневной
жизни;
− формирование знаний о способах хранения и переработки продуктов
питания;
− формирование

умения

составлять

ежедневное

меню

из

предложенных продуктов питания;
− формирование умений соблюдать правила личной гигиены по уходу
за полостью рта, волосами, кожей рук и т.д.;
− формирование умений соблюдать правила поведения в доме и
общественных местах.

II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Обучение «Основам социальной жизни» в 5 классе носит основы
теоретических знаний и практических умений. «Основы социальной
жизни» тесно связаны с другими учебными предметами, жизнью и
направлены на подготовку обучающихся к самостоятельной жизни и
трудовой деятельности.
Программа обучения в 5 классе осуществляется по принципу
усложнения

и

увеличения

объема

сведений.

Содержание

курса

обеспечивает формирование и развитие у обучающихся необходимых им
навыков самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки
в окружающем мире. На первом году обучения программа направлена на
формирование у обучающихся знаний и умений, способствующих
социально-бытовой адаптации, на повышение общего уровня культуры и
отношений в семье. В ходе занятий дети учатся самостоятельно
пользоваться услугами учреждений торговли и транспорта. Особое
внимание уделяется темам, направленным на обучение соблюдению
санитарных норм в быту, формированию безопасного и здорового образа
жизни, выполнение ежедневных домашних обязанностей. Большое
значение имеют разделы, направленные на формирование культуры
поведения, как в кругу семьи, так и в общественных местах.
При реализации программы и проведении занятий, одновременно
решаются

задачи

воспитания

личностных

качеств:

трудолюбия,

аккуратности, терпении, усидчивости; элементов трудовой культуры;
организации труда; экономного и бережного отношения к продуктам,
оборудованию; строгого соблюдения правил безопасной работы и гигиены
труда; творческого отношения к домашнему труду; развития обоняния,
осязания, внимания, наблюдательности, памяти, воображения.
Программой предусмотрены беседы, ролевые игры, требующие
знаний о поведении на улице и в транспорте, практические задания,

которые служат для закрепления учебных навыков и знаний, а также
совершенствования

и

формирования

новых

умений

и

навыков,

используемые обучающимися в повседневной жизни. На уроках предмета
«Основы социальной жизни» целесообразно организовывать работу детей
в парах или малых группах с учетом уровня подготовленности. Это
позволит

каждому

ученику

овладеть

навыками

сотрудничества,

коллективного приготовления пищи, ухода за одеждой, обувью, научиться
самостоятельно пользоваться общественным транспортом.
Реализация курса должна способствовать достижению личностных
результатов: пониманию своих реальных

возможностей, владению

навыками адаптации к изменяющимся жизненным условиям, развитию
коммуникативных

навыков

и

навыков

сотрудничества,

усвоению

морально-этических норм, принятых в обществе, развитию эстетического
и художественного вкуса детей, формированию установки на безопасный
здоровый образ жизни, интереса к творчеству.
Содержание разделов
№

Название раздела

Количество
часов

Контрольные
работы, тесты

1

Вводный урок

1

1

2

Личная гигиена и здоровье

9

1

3

Охрана здоровья

4

4

Жилище

12

1

5

Одежда и обувь

8

1

6

Питание

22

1

7

Транспорт

5

8

Средства связи

3

9

Семья

3

10

Итоговое занятие

1

1

Итого:

68

6

III.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные:
− принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление
социально значимых мотивов учебной деятельности;
− овладение

элементарными

социально-бытовыми

навыками,

используемыми в повседневной жизни;
− владение начальными навыками коммуникации и принятыми
нормами социального взаимодействия;
− формирование

адекватных

представлений

о

собственных

возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении.
Предметные:
Минимальный уровень:
− иметь представления о разных группах продуктов питания;
− знать отдельные виды продуктов питания, относящихся к различным
группам; понимать их значения для здорового образа жизни человека;
− иметь представления о санитарно-гигиенических требованиях к
процессу приготовления пищи;
− знать отдельные виды одежды и обуви, некоторых правил ухода за
ними;
− соблюдать усвоенные правила в повседневной жизни;
− знать правила личной гигиены и выполнять их под руководством
взрослого;
− знать и соблюдать правила поведения в общественных местах
(магазинах, транспорте, музеях, медицинских учреждениях).
Достаточный уровень:
− знать способы хранения и переработки продуктов питания;
− составлять ежедневное меню из предложенных продуктов питания;

− соблюдать правила личной гигиены по уходу за полостью рта,
волосами, кожей рук и т.д.;
− соблюдать правила поведения в доме и общественных местах;
− иметь представления о морально-этических нормах поведения.
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
−
−
−
−

0 баллов - нет фиксируемой динамики;
1 балл - минимальная динамика;
2 балла - удовлетворительная динамика;
3 балла - значительная динамика.
Оценка предметных результатов осуществляется

по

итогам

индивидуального и фронтального опроса обучающихся, выполнения
самостоятельных работ (по темам уроков), контрольных работ (входных,
текущих, промежуточных и итоговых) и тестовых заданий.
предметных

результатов

учитывается

уровень

При оценке

самостоятельности

обучающегося и особенности его развития.
Критерии оценки предметных результатов
Оценка «5» ставится если:
− обучающийся полностью излагает изученный материал в объеме
программы по учебному предмету;
− умеет использовать таблицы, схемы;
− понимает и объясняет изученные понятия, термины;
− самостоятельно выстраивает ответ.
Оценка «4» ставится, если обучающийся воспроизводит учебный
материал, но допускает 1-2 неточности в фактическом вопросе:
− не может самостоятельно привести пример;

− отвечает на наводящие вопрос.
Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знания и
понимание учебного материала по данному вопросу, но эти знания
излагает не полностью, монологическая речь несвязная, воспроизводит
изученный материал по наводящим вопросам учителя.
Оценка «2» не ставится.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».