МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Нижегородской области Управление образования, молодёжной политики и спорта администрации Пильнинского муниципального округа Муниципальное общеобразовательное учреждение Медянская средняя школа Приложение 1 к АООП, утвержденной приказом директора от 25.08.2023 г. № 60 о.д. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Математика (математика)» 3 класс вариант 1 (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) Медяна 2023 СОДЕРЖАНИЕ I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА .................................................................. 3 II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ................................................................... 14 III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ .................................................. 16 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА I. Рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утверждена приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR). ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей. Учебный предмет «Математика» относится к предметной области «Математика» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Математика» в 3 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 170 часов в год (5 часов в неделю). Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Математика». Цель обучения – подготовка обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к жизни в современном обществе и овладение доступными профессионально-трудовыми навыками. Задачи обучения: − формирование доступных обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) математических знаний и умений, 3 необходимых для решения учебно-познавательных, учебно-практических, житейских и профессиональных задач; развитие способности их использования при решении соответствующих возрасту задач; 4 − коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами математики с учетом их индивидуальных возможностей; − формирование положительных качеств личности, в частности аккуратности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, любознательности, умений планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль. Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Математика» в 3 классе определяет следующие задачи: − формирование знаний о нумерации чисел первой сотни; − формирование умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать составные задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом; − формирование знаний о геометрических фигурах, умения называть их части, строить фигуры с помощью чертёжных инструментов; − формирование умения применять первоначальные математические знания для решения учебно-познавательных и практических задач. Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы по учебному предмету «Математика» в 3 классе Личностные результаты: 5 − − начальные навыки самостоятельности в выполнении математических учебных заданий; понимание личной ответственности за выполнение заданий; − умение корригировать собственную деятельность в соответствии с высказанным замечанием, оказанной помощью, элементарной самооценкой результатов выполнения учебного задания; элементарное понимание (на практическом уровне) связи математических знаний с некоторыми жизненными ситуациями, умение применять математические знания для решения отдельных жизненных задач (расчет общей стоимости покупки, сдачи, определение времени по часам, умение пользоваться календарем и пр.) Уровни достижения обучающимися предметных результатов по учебному предмету «математика» на конец 3 класса Минимальный уровень: − знать числовой ряд 1—100 в прямом порядке и откладывать, используя счетный материал, любые числа в пределах 100; − знать названия компонентов сложения, вычитания, умножения, деления; − понимать смысл арифметических действий сложения и вычитания, умножения и деления (на равные части). − знать таблицу умножения однозначных чисел до 6; понимать связь таблиц умножения и деления, пользоваться таблицами умножения на печатной основе, как для нахождения произведения, так и частного; 6 − − знать порядок действий в примерах в два арифметических действия; знать и применять переместительное свойство сложения и умножения; выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания чисел в пределах 100; − знать единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы, времени и их соотношения; − различать числа, полученные при счете и измерении, записывать числа, полученные при измерении двумя мерами; − пользоваться календарем для установления порядка месяцев в году, количества суток в месяцах; определять время по часам (одним способом); решать, составлять, иллюстрировать изученные простые арифметические задачи; − решать составные арифметические задачи в два действия (с помощью учителя); − различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии, вычислять длину ломаной; − узнавать, называть, моделировать взаимное положение двух прямых, кривых линий, фигур, находить точки пересечения без вычерчивания; − знать названия элементов четырехугольников, чертить прямоугольник (квадрат) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге (с помощью учителя); − различать окружность и круг, чертить окружности разных радиусов. Достаточный уровень: 7 − − знать числовой ряд 1—100 в прямом и обратном порядке, считать, присчитывая, отсчитывая по единице и равными числовыми группами по 2, 5, 4, в пределах 100; откладывать, используя счетный материал, любые числа в пределах 100; − знать названия компонентов сложения, вычитания, умножения, деления; − понимать смысл арифметических действий сложения и вычитания, умножения и деления (на равные части и по содержанию), различать два вида деления на уровне практических действий, знать способы чтения и записи каждого вида деления; − знать таблицы умножения всех однозначных чисел и числа 10, правило умножения чисел 1 и 0, на 1 и 0, деления 0 и деления на 1, на 10; − понимать связь таблиц умножения и деления, пользоваться таблицами умножения на печатной основе, как для нахождения произведения, так и частного; знать порядок действий в примерах в 2-3 арифметических действия; знать и применять переместительное свойство сложения и умножения; − выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания чисел в пределах 100; − знать единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы, времени и их соотношения; 8 − − различать числа, полученные при счете и измерении, записывать числа, полученные при измерении двумя мерами, с полным набором знаков в мелких мерах: 5 м 62 см, 3 м 03 см; − знать порядок месяцев в году, номера месяцев от начала года, уметь пользоваться календарем для установления порядка месяцев в году, количества суток в месяцах; − определять время по часам тремя способами с точностью до 1 мин; решать, составлять, иллюстрировать все изученные простые арифметические задачи; − кратко записывать, моделировать содержание, решать составные арифметические задачи в два действия; − различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии, вычислять длину ломаной; − узнавать, называть, чертить, моделировать взаимное положение двух прямых, кривых линий, многоугольников, окружностей, находить точки пересечения; − знать названия элементов четырехугольников, чертить прямоугольник (квадрат) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге; − чертить окружности разных радиусов, различать окружность и круг. 9 Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью планируемых результатов освоения образовательной программы по учебному предмету «Математика» в 3 классе При оценке результатов освоения содержания образовательной программы учитываются индивидуальные особенности интеллектуального развития обучающихся, состояние их эмоционально-волевой сферы. Обучающемуся с низким уровнем потенциальных возможностей можно предлагать более лёгкие варианты заданий. При оценке письменных работ обучающихся, страдающих глубоким расстройством моторики, не следует снижать оценку за плохой почерк, неаккуратность письма, качество записей и чертежей. К ученикам с нарушением эмоционально-волевой сферы рекомендуется применять дополнительные стимулирующие приемы (давать задания поэтапно, поощрять и одобрять обучающихся в ходе выполнения работы и т.п.). Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах: − 0 баллов - нет фиксируемой динамики; − 1 балл - минимальная динамика; − 2 балла - удовлетворительная динамика; − 3 балла - значительная динамика. Оценка отсталостью предметных результатов обучающихся (интеллектуальными образовательной организации по с умственной нарушениями) 2-4-х всем предметам, учебным классов за исключением коррекционного блока, осуществляется по трёхбалльной системе по каждому предмету: 10 «5» - отлично, «4» - хорошо, «3» - удовлетворительно. Устный опрос является одним из методов учёта достижений обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) при освоении образовательной программы. При оценивании устных ответов по учебным предметам образовательного цикла принимается во внимание: − правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала; полнота ответа; − умение практически применять свои знания; − последовательность изложения и речевое оформление ответа. Критерии для оценивания устных ответов являются общими для всех предметов. Оценка «5» ставится, если обучающийся обнаруживает понимание пройденного материала. Самостоятельно или с помощью учителя может сформулировать и обосновать ответ, привести необходимые примеры полученных знаний в практике, в жизни. Допускает незначительные неточности (оговорки), не влияющие на правильность понятий, которые исправляет сам или с помощью учителя. Ученик в основном, последователен в изложении учебного материала. Оценка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но затрудняется в формулировании отдельных понятий и определений. Исправляет их с помощью учителя. Делает ошибки по практическому применению 11 отдельных положений изучаемых предметов в повседневной жизни. Исправляет их с помощью учителя. Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал (вопрос) недостаточно полно и последовательно, с большими затруднениями. Допускает ошибки в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя. Делает ошибки, вызванные недопониманием учебного материала. Достижения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по учебному предмету «Математика» оцениваются по результатам индивидуального и фронтального опроса обучающихся, текущих и итоговых письменных работ. При оценке письменных работ используются нормы оценок письменных контрольных работ, при этом учитывается уровень самостоятельности ученика, особенности его развития. При оценке письменных работ обучающихся по математике грубыми ошибками следует считать: неверное выполнение вычислений вследствие неточного применения алгоритма, неправильное решение задачи, неумение правильно выполнить измерение и построение геометрических фигур по образцу. Негрубыми ошибками считаются ошибки, допущенные в процессе списывания числовых данных (искажение, замена), знаков арифметических действий, нарушение формулировки вопроса (ответа) задачи, правильности расположения записей, чертежей, небольшая неточность в измерении и черчении. 12 Оценка не снижается за грамматические ошибки, допущенные в работе. Исключение составляют случаи написания тех слов и словосочетаний, которые широко используются на уроках математики (названия компонентов и результатов действий, величин и др.). При оценке комбинированных работ: Оценка «5» ставится, если вся работа выполнена без ошибок. Оценка «4» ставится, если в работе имеются 2-3 негрубые ошибки. Оценка «3» ставится, если задача решена с помощью и правильно выполнена часть других заданий. При решении работ, состоящих из примеров и других заданий, в которых не предусматривается решение задач: Оценка «5» ставится, если все задания выполнено правильно. Оценка «4» ставится, если допущены 1-2 негрубые ошибки. Оценка «3» ставится, если допущены 1-2 грубые ошибки или 3-4 негрубые. Оценка «2» не ставится. 13 II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ Обучение математике носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит обучающихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учит использованию математических знаний в различных ситуациях. Программа обучения в 3 классе направлена на изучение нумерации и четырех арифметических действий в пределах 100: обучающиеся знакомятся с названием чисел, с новыми арифметическими действиями — умножением и делением. Обучающиеся получают понятия о единицах измерения длины (метре), стоимости (копейке, рубле), массы (килограмме), времени (годе, месяце), знакомятся с соотношением единиц измерения. В зависимости от формы организации совместной деятельности учителя и обучающихся выделяются следующие методы обучения: изложение знаний, беседа, самостоятельная работа. В зависимости от источника знаний используются словесные методы (рассказ или изложение знаний, беседа, работа по учебнику или другим печатным материалам), наглядные методы (наблюдение, демонстрация предметов или их изображений), практические методы (измерение, вычерчивание геометрических фигур, лепка, аппликация, моделирование, нахождение значений числовых выражений и т. д). Содержание разделов № п/п Контрольные работы Название раздела Кол-во часов (количество) 14 1. Второй десяток. Нумерация (повторение) 12 1 2. Сложение и вычитание чисел второго десятка. 33 1 3. Умножение и деление чисел второго десятка. 38 1 4. Сотня. Нумерация. 21 1 5. Сотня. Сложение и вычитание чисел. 42 2 6. Сотня. Умножение и деление чисел. 16 7. Повторение. 8 Итого 170 1 7 15 III. № Тема предмета во ча -Косо л в ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Дифференциация видов деятельности обучающихся Программное содержание Минимальный уровень Достаточный уровень Второй десяток. Нумерация (повторение) – 12 часов 1 2 Числовой ряд от 1 до 20 Числовой ряд от 1 до 20 Свойства чисел в числовом ряду Сложение и вычитание чисел 1 1 Закрепление умения называть и записывать числа от 1 до 20 Закрепление умения называть и записывать числа от 1 до 20 Закрепление умения называть и получать следующее число, предыдущее число Сложение и вычитание на основе присчитывания и отсчитывания единицы Называют, записывают числа в пределах 20 Осуществляют счёт в пределах 20, присчитывая по 1, по 2 Решают примеры на сложение и вычитание в пределах 20, с опорой на числовой ряд Называют, записывают числа в пределах 20 Осуществляют счёт в пределах 20, присчитывая, отсчитывая по 1, по 2, 4, 5, 10 Решают примеры на сложение и вычитание в пределах 20, используя умение получать следующее число, предыдущее число Десятки, единицы Состав чисел от 11 до 20 Сложение и вычитание чисел Прямая линия 2 Закрепление знаний о десятичном составе двузначных чисел, место единиц и десятков в двузначном числе Сложение и вычитание на основе десятичного состава чисел Построение прямой линии с помощью линейки Называют, записывают числа в пределах 20 (возможно с помощью) Используют таблицу состава чисел от 11 до 20 Решают примеры на сложение и вычитание в пределах 20, используя таблицу состава чисел второго десятка из десятков и единиц Строят прямую линию с помощью линейки Называют, записывают числа в пределах 20 Знают состав чисел от 11 до 20 Решают примеры на сложение и вычитание в пределах 20, используя знания состава чисел второго десятка из десятков и единиц Строят прямую линию через одну, две точки с помощью линейки 5-6 Сравнение чисел в пределах 20 Луч 2 Осуществляют счёт в пределах 20, присчитывая по 1, по 2 Сравнивают числа в пределах 20 (возможно с помощью). Строят луч с помощью линейки Осуществляют счёт в пределах 20, присчитывая, отсчитывая по 1, по 2, 4, 5, 10 Сравнивают числа в пределах 20 Строят луч с помощью линейки 7 Числа, полученные при измерении величин Стоимость предметов 1 Закрепление умения сравнивать числа в пределах 20, умение пользоваться знаками сравнения Построение луча с помощью линейки Закрепление знаний о единицах измерения стоимости Различают единицы измерения стоимости: рубль, копейка Различают стоимость предметов (возможно с помощью) Различают, используют в речи слова, обозначающие единицы измерения стоимости: рубль, копейка Различают стоимость предметов 3-4 17 8 Числа, полученные при измерении длины Линии 1 Закрепление знаний о единицах измерения длины Закрепление умения различать отрезки, лучи, прямые линии; измерять длину отрезка Читают и записывают числа, полученные при измерении длины двумя мерами (с помощью учителя) Соотносят длину предметов с моделью 1 дм: больше, чем 1 дм; меньше, чем 1 дм; такой же длины (с помощью учителя) Различают отрезки, лучи, прямые линии Измеряют длину отрезка, записывают числа, полученные при измерении одной мерой 9 Числа, полученные при измерении массы Угол. Построение угла 1 Закрепление знаний о единицах измерения массы Построение угла с помощью двух лучей Различают единицы измерения массы: килограмм, умеют записать кратко Различают массу предметов Чертят угол с помощью 2 лучей Читают и записывают числа, полученные при измерении длины двумя мерами Соотносят длину предметов с моделью 1 дм: больше (длиннее), чем 1 дм; меньше (короче), чем 1 дм; такой же длины Различают, используют в речи названия геометрических фигур: отрезки, лучи, прямые линии Измеряют длину отрезка, записывают числа, полученные при измерении двумя мерами Различают, используют в речи слова, обозначающие единицы измерения массы: килограмм, умеют записать кратко Различают, сравнивают массу предметов Чертят угол с помощью 2 лучей 10 Числа, полученные при измерении времени 1 Закрепление знаний о единицах измерения времени Определение времени по часам с точностью до одного часа Различают единицы измерения (меры) времени 1 час Определяют время по часам с точностью до 1 часа Различают, используют в речи слова, обозначающие единицы измерения (меры) времени 1 час Определяют время по часам с точностью до 1 часа и получаса 18 11 Контрольная работа по теме «Второй десяток Нумерация (повторение)» 1 12 Работа над ошибками Пересечение линий 1 Самостоятельное выполнение заданий: записывать числовой ряд в пределах 20, следующее число, предыдущее число, сравнивать, прибавлять, вычитать числа в пределах 20 Записывают числа в пределах 20, сравнивают их, решают примеры на сложение и вычитание в пределах 20 (с помощью) Решают простые арифметические задачи на нахождение суммы Формирование умения Решают примеры на сложение и анализировать, исправлять вычитание в пределах 20 (с ошибки Закрепление умения помощью) различать пересекающиеся и Различают, чертят линии: непересекающиеся линии пересекающиеся и Закрепление умения работать с непересекающилинейкой и простым еся карандашом, выполнять Решают простые геометрические построения арифметические задачи на нахождение остатка Записывают числа в пределах 20, сравнивают их, решают примеры на сложение и вычитание в пределах 20 Решают простые арифметические задачи на нахождение суммы Решают примеры на сложение и вычитание в пределах 20 Различают, чертят, используют в речи названия: пересекающиеся и непересекающиеся линии Решают простые арифметические задачи на нахождение остатка Сложение и вычитание чисел второго десятка – 33 часов 13-14 Сложение и вычитание в пределах 20 2 Закрепление умения выполнять Решают примеры на сложение и Решают примеры на сложение и сложение и вычитание чисел в вычитание в пределах 20 (с вычитание в пределах 20 пределах 20 без перехода через помощью) десяток, решать примеры вида 15+2, 16-2 19 15-16 Составные арифметические задачи в два действия 2 17-18 Вычитание в пределах 20 Составные арифметические задачи в два действия 2 Сложение в пределах 20 Составные арифметические задачи в два действия 1 19 Формирование умения составлять составную арифметическую задачу из двух простых арифметических задач: на нахождение суммы, остатка Формирование умения записывать краткую запись, решение в два действия, ответ составной задачи Закрепление умения выполнять вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток Формирование умения составлять составную арифметическую задачу из двух простых арифметических задач: на нахождение суммы, остатка Закрепление умения выполнять сложение чисел в пределах 20 (получение 20) без перехода через десяток Формирование умения составлять и решать составную арифметическую задачу из двух простых арифметических задач: на нахождение суммы, остатка Составляют и выполняют решение составной арифметической задачи в два действия (с помощью учителя) Составляют и выполняют решение составной арифметической задачи в два действия Решают примеры вычитание в пределах 20 (с помощью) Составляют и выполняют решение составной арифметической задачи в два действия (с помощью учителя) Решают примеры на вычитание в пределах 20 Составляют и выполняют решение составной арифметической задачи в два действия Решают примеры на сложение и вычитание в пределах 20 (с помощью счётного материала). Составляют и выполняют решение составной арифметической задачи в два действия (с помощью учителя) Решают примеры на сложение и вычитание в пределах 20 Составляют и выполняют решение составной арифметической задачи в два действия 20 20 212223 Вычитание и прибавление 0 (нуля) 1 Сложение и вычитание чисел без перехода через десяток (все случаи). Точка пересечения линий 3 Закрепление умения вычитать и прибавлять 0 Прибавляют, вычитают 0 Решают примеры на сложение и вычитание в пределах 20 (с помощью) Закрепление умения выполнять Решают примеры на сложение и сложение и вычитание чисел в вычитание в пределах 20 (с пределах 20 без перехода через помощью) десяток Различают, чертят линии: Формирование умения пересекающиеся и работать с линейкой и простым непересекающиеся карандашом Находят точку пересечения (с Формирование умения помощью учителя) выполнять геометрические построения (находить точку пересечения при построении линий) Прибавляют, вычитают 0 Решают примеры на сложение и вычитание в пределах 20 Решают примеры на сложение и вычитание в пределах 20 Различают, чертят, используют в речи названия: пересекающиеся и непересекающиеся линии Находят точку пересечения 21 24252627 Сложение с переходом через десяток Составные арифметические задачи в два действия 4 Формирование знаний о составе однозначных чисел из двух слагаемых Формирование умения складывать однозначные числа с однозначным числом с переходом через десяток с подробной записью решения путём разложения второго слагаемого на два числа Формирование умения составлять и решать составную арифметическую задачу из двух простых арифметических задач: на увеличение числа на несколько единиц, нахождение суммы или остатка Выполняют сложение однозначных чисел в пределах 20 без перехода через десяток, с переходом через десяток (с подробной записью решения) Составляют и выполняют решение составной арифметической задачи в два действия (с помощью учителя) Выполняют сложение однозначных чисел в пределах 20 без перехода через десяток, с переходом через десяток Составляют и выполняют решение составной арифметической задачи в два действия 22 272829 Таблица сложения однозначных чисел с переходом через десяток Углы 3 Закрепление знаний о составе двузначных чисел из двух однозначных чисел Формирование знания таблицы сложения на основе состава двузначных чисел из двух однозначных чисел с переходом через десяток Закрепление знаний об элементах угла, виды углов Формирование умения узнавать, называть, чертить углы (прямой, тупой, острый) на нелинованной бумаге. Формирование умения строить угол, равный данному углу Складывают однозначные числа с переходом через десяток, используя таблицу сложения на основе состава двузначных чисел из двух однозначных чисел с переходом через десяток Различают элементы угла Различают углы по виду (прямой, тупой, острый) с последующей проверкой с помощью чертёжного угольника Строят прямой угол с помощью чертёжного угольника на нелинованной бумаге (с помощью учителя) Складывают однозначные числа с переходом через десяток, используя знание таблицы сложения на основе состава двузначных чисел из двух однозначных чисел с переходом через десяток Различают элементы угла Различают и используют в речи названия углов по виду (прямой, тупой, острый) с последующей проверкой с помощью чертёжного угольника Строят прямой угол с помощью чертёжного угольника на нелинованной бумаге 23 30 Вычитание чисел 2, 3, 4, 5 Составные арифметические задачи в два действия 1 31 Вычитание чисел 6, 7 Четырёхугольники Квадрат 1 Закрепление знаний о составе чисел 5, 4, 3, 2 Закрепление знания названия компонентов и результатов вычитания Формирование умения вычитать из двузначного числа однозначные числа 5, 4, 3,2 Формирование умения составлять и решать составную арифметическую задачу из двух простых арифметических задач: на уменьшение числа на несколько единиц, нахождение суммы или остатка Закрепление знаний о составе чисел 6, 7 Закрепление знания названия компонентов и результатов вычитания Формирование умения вычитать из двузначного числа однозначные числа 6, 7 Повторение знаний о четырёхугольниках Закрепление умения строить квадрат по заданным точкам (вершинам) на бумаге в клетку Используют таблицу сложения на основе состава двузначных чисел (11-18) из двух однозначных чисел с переходом через десяток при выполнении вычитания однозначного числа из двузначного (с помощью учителя) Составляют и выполняют решение составной арифметической задачи в два действия (с помощью учителя) Знают таблицу сложения на основе состава двузначных чисел (11-18) из двух однозначных чисел с переходом через десяток Умеют использовать её при выполнении вычитания однозначного числа из двузначного Составляют и выполняют решение составной арифметической задачи в два действия Используют таблицу сложения на основе состава двузначных чисел (11-18) из двух однозначных чисел с переходом через десяток при выполнении вычитания однозначного числа из двузначного (с помощью учителя) Различают элементы квадрата. Строят квадрат, по заданным точкам (вершинам) на бумаге в клетку (с помощью учителя) Знают таблицу сложения на основе состава двузначных чисел (11-18) из двух однозначных чисел с переходом через десяток Умеют использовать её при выполнении вычитания однозначного числа из двузначного Различают, используют в речи названия элементов квадрата. Строят квадрат, по заданным точкам (вершинам) на бумаге в клетку 24 32 Вычитание числа 8 Составные арифметические задачи в два действия 1 Закрепление знаний о составе числа 8 Закрепление знания названия компонентов и результатов вычитания Формирование умения вычитать из двузначного число однозначное число 8 Формирование умения составлять и решать составную арифметическую задачу из двух простых арифметических задач: на уменьшение (увеличение) числа на несколько единиц, нахождение суммы или остатка Используют таблицу сложения на основе состава двузначных чисел (11-18) из двух однозначных чисел с переходом через десяток при выполнении вычитания однозначного числа из двузначного (с помощью учителя) Составляют и выполняют решение составной арифметической задачи в два действия (с помощью учителя) Знают таблицу сложения на основе состава двузначных чисел (11-18) из двух однозначных чисел с переходом через десяток Умеют использовать её при выполнении вычитания однозначного числа из двузначного Составляют и выполняют решение составной арифметической задачи в два действия 25 33 Вычитание числа 9 Четырёхугольники Прямоугольник 1 3435 Вычитание однозначных чисел с переходом через десяток 2 Закрепление знаний о составе числа 9 Закрепление знания названия компонентов и результатов вычитания Формирование умения вычитать из двузначного числа однозначное число 9 Повторение знаний о четырёхугольниках Закрепление умения строить прямоугольник по заданным точкам (вершинам) на бумаге в клетку Закрепление знаний о составе чисел 2-9 Закрепление знания названия компонентов и результатов вычитания Формирование умения вычитать из двузначного числа однозначные числа 2-9 Используют таблицу сложения на основе состава двузначных чисел (11-18) из двух однозначных чисел с переходом через десяток при выполнении вычитания однозначного числа из двузначного (с помощью учителя) Различают элементы прямоугольника Строят прямоугольник по заданным точкам (вершинам) на бумаге в клетку (с помощью учителя) Знают таблицу сложения на основе состава двузначных чисел (11-18) из двух однозначных чисел с переходом через десяток Умеют использовать её при выполнении вычитания однозначного числа из двузначного Различают, используют в речи названия элементов прямоугольника Строят прямоугольник, по заданным точкам (вершинам) на бумаге в клетку Используют таблицу сложения на основе состава двузначных чисел (11-18) из двух однозначных чисел с переходом через десяток при выполнении вычитания однозначного числа из двузначного (с помощью учителя) Различают названия компонентов и результатов вычитания Знают таблицу сложения на основе состава двузначных чисел (11-18) из двух однозначных чисел с переходом через десяток Умеют использовать её при выполнении вычитания однозначного числа из двузначного Различают, используют в речи названия компонентов и результатов вычитания 26 36 37 Сложение и вычитание с переходом через десяток (все случаи) Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание с переходом через десяток» 1 1 Формирование умения использовать таблицы сложения на основе состава двузначных чисел (11-18) из двух однозначных чисел при выполнении вычитания однозначного числа из двузначного с переходом через десяток Самостоятельное выполнение сложения и вычитания чисел с переходом через десяток Используют таблицу сложения на основе состава двузначных чисел (11-18) из двух однозначных чисел с переходом через десяток при выполнении вычитания однозначного числа из двузначного (с помощью учителя) Знают таблицу сложения на основе состава двузначных чисел (11-18) из двух однозначных чисел с переходом через десяток. Умеют использовать её при выполнении вычитания однозначного числа из двузначного Используют таблицу сложения на основе состава двузначных чисел (11-18) из двух однозначных чисел с переходом через десяток при выполнении вычитания однозначного числа из двузначного (с помощью учителя) Знают таблицу сложения на основе состава двузначных чисел (11-18) из двух однозначных чисел с переходом через десяток. Умеют использовать её при выполнении вычитания однозначного числа из двузначного 27 38 Работа над ошибками Сложение и вычитание с переходом через десяток (все случаи) Составные арифметические задачи в два действия 1 Формирование умения исправлять ошибки Закрепление умения составлять и решать примеры на сложение и вычитание с переходом через десяток на основе переместительного свойства сложения и знания взаимосвязи сложения и вычитания Формирование умения составлять и решать составную арифметическую задачу из двух простых арифметических задач: на уменьшение (увеличение) числа на несколько единиц, нахождение суммы или остатка Используют таблицу сложения на основе состава двузначных чисел (11-18) из двух однозначных чисел с переходом через десяток при выполнении вычитания однозначного числа из двузначного (с помощью учителя) Составляют и выполняют решение составной арифметической задачи в два действия (с помощью учителя) Знают таблицу сложения на основе состава двузначных чисел (11-18) из двух однозначных чисел с переходом через десяток Умеют использовать её при выполнении вычитания однозначного числа из двузначного Составляют и выполняют решение составной арифметической задачи в два действия 39 Скобки Порядок действий в примерах со скобками 1 Знакомство со скобками Формирование знаний о порядке действий в примерах со скобками Выполняют действия в числовых выражениях (примерах) в два арифметических действия со скобками (с помощью учителя) Выполняют действия в числовых выражениях (примерах) в два арифметических действия со скобками 28 4041 Составные арифметические задачи в два действия 2 42 Меры времени – год, месяц 1 4344 Составные арифметические задачи в два действия Треугольники 2 Формирование умения решать составную арифметическую задачу из двух простых арифметических задач: на уменьшение (увеличение) числа на несколько единиц, нахождение суммы или остатка Формирование умения записывать краткую запись, решение в два действия, ответ составной задачи Формирование знаний о мерах времени (год, месяц), соотношении изученных мер времени Формирование знаний о порядке месяцев в году Формирование умения пользоваться календарями Решение составной арифметической задачи из двух простых арифметических задач: на уменьшение (увеличение) числа на несколько единиц, нахождение суммы или остатка Краткая запись составной задачи Выполняют решение составной арифметической задачи в два действия (с помощью учителя) Выполняют решение составной арифметической задачи в два действия Различают единицы измерения времени, их соотношение Называют месяцы года, определяют их последовательность и количество суток в каждом месяце с помощью календаря (с помощью учителя) Различают единицы измерения времени, их соотношение Называют месяцы года, определяют их последовательность и количество суток в каждом месяце с помощью календаря Выполняют решение составной арифметической задачи в два действия (с помощью учителя) Различают элементы треугольника Строят треугольник по заданным точкам (вершинам) на бумаге в клетку (с помощью учителя) Выполняют решение составной арифметической задачи в два действия Различают, называют элементы треугольника Строят треугольник по заданным точкам (вершинам) на бумаге в клетку 29 Запись решения составной задачи в два арифметических действия Запись ответа задачи Повторение знаний о треугольниках Закрепление умения строить треугольник по заданным точкам (вершинам) на бумаге в клетку Умножение и деление чисел второго десятка – 38 часа 45-46 Понятие об умноже нии как сложении одинаковых слагаемых Знак умножения 2 Знакомство с умножением как сложением одинаковых чисел (слагаемых) Формирование умения составлять числовое выражение (2х3) на основе соотнесения с предметнопрактической деятельностью и взаимосвязи сложения и умножения Запись и чтение действия умножения Различают арифметическое действие умножение, различают знак умножения Составляют и читают числовое выражение (2х3) на основе соотнесения с практической деятельностью (с помощью учителя) Различают, используют в речи название арифметического действия умножения, знак умножения Составляют и читают числовое выражение (2х3) на основе соотнесения с практической деятельностью 30 47 Умножения с помощью сложения 48-49 Умножения с помощью сложения 1 2 50-51 Название компонентов 2 и результата умножения Формирование умения Понимают смысл действия Понимают смысл действия заменять умножение умножения умножения сложением одинаковых чисел Выполняют умножение в Выполняют умножение в (слагаемых) Формирование практическом плане при практическом плане при знаний о смысле оперировании предметными оперировании предметными арифметического действия совокупностями (с помощью совокупностями умножения учителя) Формирование умения записывать и читать действие умножения Формирование умения Составляют выражение Понимают смысл действия записывать и читать действие умножения с помощью приема умножения сложения умножения Выполняют умножение в Формирование умения заменять Выполняют умножение в практическом плане при практическом плане при умножение сложением оперировании предметными одинаковых чисел (слагаемых) оперировании предметными совокупностями совокупностями (с помощью Запись и чтение действия учителя) умножения Формирование знаний о Называют компоненты и Называют компоненты и компонентах и результатах при результаты умножения (с результаты умножения умножении помощью Решают простые арифметические Формирование умения решать учителя) задачи на нахождение простые арифметические задачи Решают простые арифметические произведения на нахождение произведения, задачи на нахождение выполнять решение задачи на произведения (с помощью основе действий с предметными учителя) совокупностями, иллюстрирования содержания задачи 31 52-53 Таблица умножения числа 2 545556 Деление на равные части 2 Составление таблицы Пользуются таблицей умножения Пользуются таблицей умножения умножения числа 2 на основе числа 2 (с помощью учителя) числа 2 предметно-практической деятельности и взаимосвязи сложения и умножения Формирование умения выполнять табличные случаи умножения числа 2 с проверкой правильности вычислений по таблице 3 Знакомство с делением на равные части Формирование умения выполнять практические упражнения по делению предметных совокупностей на 2 равные части Формирование знаний о компонентах и результатах при делении Называют компоненты и результаты арифметического действия деления, знак деления Составляют и читают числовое выражение (6:2) на основе соотнесения с практической деятельностью (с помощью учителя) Называют компоненты и результаты арифметического действия деления, знак деления Составляют и читают числовое выражение (6:2) на основе соотнесения с практической деятельностью 32 575859 Деление на 3, 4 равные части 3 6061 Деление на 2 Многоугольники 2 Формирование умения выполнять практические упражнения по делению предметных совокупностей на 3, 4 равные части Формирование умения составлять простые арифметические задачи на нахождение частного, раскрывающих смысл арифметического действия деления (на равные части), выполняя решение задачи на основе действий с предметными совокупностями Составление таблицы деления на 2 на основе предметнопрактической деятельности по делению предметных совокупностей на 2 равные части Формирование умения выполнять табличные случаи деления чисел на 2 с проверкой правильности вычислений по таблице деления на 2 Называют компоненты и результаты арифметического действия деления (с помощью учителя) Решают простые арифметические задачи на нахождение частного (с помощью учителя) Называют компоненты и результаты арифметического действия деления Решают простые арифметические задачи на нахождение частного Используют таблицу умножения при выполнении деления на 2 Решают простые арифметические задачи на нахождение частного (с помощью учителя) Различают многоугольник, его элементы Используют таблицу умножения числа 2, при выполнении деления на основе понимания взаимосвязи умножения и деления Решают простые арифметические задачи на нахождение частного 33 626364 Умножение числа 3 3 Формирование умения составлять и решать простые арифметические задачи на нахождение частного, раскрывающих смысл арифметического действия деления (на равные части) Формирование знаний о многоугольниках, их элементах Формирование умения выявлять связи названия каждого многоугольника с количеством углов у него Составление таблицы умножения числа 3 (в пределах 20) на основе предметнопрактической деятельности и взаимосвязи сложения и умножения Формирование умения выполнять табличные случаи умножения числа 3 с проверкой правильности вычислений по таблице умножения числа 3 Формирование умения умножать числа, полученные при измерении величин Выявляют связь названия каждого многоугольника с количеством углов у него (с помощью учителя) Различают, используют в речи слова: многоугольник, стороны, вершины Выявляют связь названия каждого многоугольника с количеством углов у него Пользуются таблицей умножения числа 3 (с помощью учителя) Пользуются таблицей умножения числа 3 34 656667 6869 Таблица деления на 3 3 Умножение числа 4 2 Составление таблицы деления на 3 (в пределах 20) на основе предметно-практической деятельности по делению предметных совокупностей на 3 равные части Формирование умения выполнять табличные случаи деления чисел на 3 с проверкой правильности вычислений по таблице деления на 3 Составление таблицы умножения числа 4 (в пределах 20) на основе предметнопрактической деятельности и взаимосвязи сложения и умножения Формирование умения выполнять табличные случаи умножения числа 4 с проверкой правильности вычислений по таблице умножения числа Используют таблицу умножения при выполнении деления на 3 Решают простые арифметические задачи на нахождение частного (с помощью учителя) Используют таблицу умножения при выполнении деления на 3 на основе понимания взаимосвязи умножения и деления Решают простые арифметические задачи на нахождение частного Пользуются таблицей умножения числа 4 (с помощью учителя) Решают простые арифметические задачи на нахождение произведения (с помощью учителя) Пользуются таблицей умножения числа 4 Решают простые арифметические задачи на нахождение произведения 35 7071 Таблица деления на 4 2 7273 Таблицы умножения чисел 5 и 6 2 Составление таблицы деления на 4 (в пределах 20) на основе предметно-практической деятельности по делению предметных совокупностей на 4 равные части Формирование умения выполнять табличные случаи деления чисел на 4 с проверкой правильности вычислений по таблице деления на 4 Составление таблицы умножения чисел 5, 6 (в пределах 20) на основе предметно-практической деятельности и взаимосвязи сложения и умножения Используют таблицу умножения при выполнении деления на 4 Решают простые арифметические задачи на нахождение частного (с помощью учителя) Используют таблицу умножения при выполнении деления на 4 на основе понимания взаимосвязи умножения и деления Решают простые арифметические задачи на нахождение частного Пользуются таблицей умножения чисел 5, 6 (с помощью учителя) Решают простые арифметические задачи на нахождение произведения (с помощью учителя) Пользуются таблицей умножения чисел 5, 6 Решают простые арифметические задачи на нахождение произведения Формирование умения выполнять табличные случаи умножения чисел 5, 6 с проверкой правильности вычислений по таблице умножения чисел 5, 6 36 74 Таблицы деления чисел 5 и 6 1 7576 Таблицы умножения чисел 2, 3, 4, 5, 6 и деления на числа 2, 3, 4, 5, 6 2 77 Последовательность месяцев в году 1 Составление таблицы деления на 5, 6 (в пределах 20) на основе предметнопрактической деятельности по делению предметных совокупностей на 5, 6 равных частей Формирование умения выполнять табличные случаи деления чисел на 5, 6 с проверкой правильности вычислений по таблице деления на 5, 6 Формирование умения выполнять табличные случаи умножения и деления чисел на 2, 3, 4, 5, 6 с проверкой правильности вычислений по таблице умножения и деления на 2, 3, 4, 5, 6 Формирование знаний о мерах времени, соотношения изученных мер времени Формирование знаний о порядке месяцев в году, номерах месяцев от начала года Используют таблицу умножения при выполнении деления на 5, 6 Решают простые арифметические задачи на нахождение частного (с помощью учителя) Используют таблицу умножения при выполнении деления на 5, 6 на основе понимания взаимосвязи умножения и деления Решают простые арифметические задачи на нахождение частного Пользуются таблицей умножения чисел 2, 3, 4, 5, 6 и используют при делении на числа 2, 3, 4, 5, 6 Решают простые арифметические задачи на нахождение произведения, частного (с помощью учителя) Различают единицы измерения времени, их соотношение Называют месяцы года, определяют их последовательность и количество суток в каждом месяце с помощью календаря (с помощью учителя) Пользуются таблицей умножения чисел 2, 3, 4, 5, 6 и используют при делении на числа 2, 3, 4, 5, 6 на основе понимания взаимосвязи умножения и деления Решают простые арифметические задачи на нахождение произведения, частного Различают, называют единицы измерения времени, их соотношение Называют месяцы года, определяют их последовательность и количество суток в каждом 37 месяце с помощью календаря 7879 Табличные случаи 2 умножения и деления чисел 2, 3, 4, 5, 6 Решение простых задач Формирование умения выполнять табличные случаи умножения и деления чисел на 2, 3, 4, 5, 6 с проверкой правильности вычислений по таблице умножения и деления на 2, 3, 4, 5, 6 Решение примеров Формирование умения решать простых арифметических задач (нахождение произведения, нахождение частного): краткая запись, решение задачи с вопросами, ответ задачи Пользуются таблицей умножения чисел 2, 3, 4, 5, 6 и используют при делении на числа 2, 3, 4, 5, 6 Решают простые арифметические задачи (нахождение произведения, нахождение частного) (с помощью учителя) Пользуются таблицей умножения чисел 2, 3, 4, 5, 6 и используют при делении на числа 2, 3, 4, 5, 6 на основе понимания взаимосвязи умножения и деления Решают составные арифметические задачи в два действия (нахождение произведения, нахождение суммы или остатка) 38 80 Контрольная работа 1 по теме «Умножение и деление чисел второго десятка» 81 Работа над ошибками 1 Самостоятельное выполнение заданий на знание табличных случаев умножения и деления чисел на 2, 3, 4, 5, 6 с проверкой правильности вычислений по таблице умножения и деления на 2, 3, 4, 5, 6, решение простых арифметические задачи на нахождение произведения, частного Формирование умения исправлять ошибки Формирование умения практически использовать переместительное свойство умножения Пользуются таблицей умножения чисел 2, 3, 4, 5, 6 и используют при делении на числа 2, 3, 4, 5, 6 Решают простые арифметические задачи на нахождение произведения, частного Пользуются таблицей умножения чисел 2, 3, 4, 5, 6 и используют при делении на числа 2, 3, 4, 5, 6 на основе понимания взаимосвязи умножения и деления Решают простые арифметические задачи на нахождение произведения, частного Пользуются таблицей умножения чисел 2, 3, 4, 5, 6 и используют при делении на числа 2, 3, 4, 5, 6 Пользуются таблицей умножения чисел 2, 3, 4, 5, 6 и используют при делении на числа 2, 3, 4, 5, 6 на основе понимания взаимосвязи умножения и деления Формирование умения решать составные арифметические задачи в два действия на нахождение произведения, частного: краткая запись, решение задачи с вопросами, ответ задачи Решают составные арифметические задачи на нахождение произведения, частного (с помощью учителя) Решают составные арифметические задачи на нахождение произведения, частного 39 82 Шар, круг, окружность Построение окружности 1 Формирование знаний об окружности: распознавание, называние Формирование умения дифференцировать шар, круг, окружность Формирование умения соотносить формы предметов (обруч, кольцо) с окружностью (похожа на окружность) Знакомство с циркулем Формирование умения строить окружность с помощью циркуля Различают шар, круг, окружность Строят окружность с помощью циркуля (с помощью учителя) Различают, используют в речи слова: шар, круг, окружность Строят окружность с помощью циркуля Сотня. Нумерация – 21 часов 8384 Нумерация Получение круглых десятков 2 Формирование умения образовывать круглые десятки в пределах 100, записывать и называть их Формирование умения присчитывать, отсчитывать по 10 в пределах 100 Образовывают круглые десятки, записывают и называют их Осуществляют счёт в пределах 100, присчитывая по 10 Образовывают круглые десятки, записывают и называют их Осуществляют счёт в пределах 100, присчитывая, отсчитывая по 10 Формирование умения сравнивать и упорядочивать круглые десятки Формирование умения складывать, вычитать круглые 40 десятки (30 + 10; 40 – 10) 8586 Письменная нумерация в пределах 100 Круглые десятки Составные арифметиче ские задачи в два действия 2 Формирование знаний о разрядном составе чисел Формирование умения представлять и записывать числа в виде круглых десятков Формирование умения заменять десятки на единицы; единицы на десятки Формирование умения решать составные арифметические задачи в два действия (нахождение произведения, частного) Записывают числа в виде круглых десятков Заменяют десятки на единицы, единицы на десятки (с помощью учителя) Решают составные арифметические задачи на нахождение произведения, частного (с помощью учителя) Записывают числа в виде круглых десятков Заменяют десятки на единицы, единицы на десятки Решают составные арифметические задачи на нахождение произведения, частного 41 8788 Меры стоимости 2 Формирование знаний о соотношении: 1 р. = 100 к. Формирование умения присчитывать, отсчитывать по 10 р. (10 к.) в пределах 100 р. (100 к.). Знакомство с монетой 50 к. Формирование умения разменивать монеты достоинством 50 к., 1 р. монетами по 10 к., разменивать монеты более мелкого достоинства (10 к.) монетой более крупного достоинства Знают соотношение: 1 р. = 100 к. Присчитывают, отсчитывают по 10 р. (10 к.) в пределах 100 р. (100 к.) Разменивают монеты достоинством 50 к., 1 р. монетами по 10 к., разменивать монеты более мелкого достоинства (10 к.) монетой более крупного достоинства (с помощью учителя) Знают соотношение: 1 р. = 100 к. Присчитывают, отсчитывают по 10 р. (10 к.) в пределах 100 р. (100 к.) Разменивают монеты достоинством 50 к., 1 р. монетами по 10 к., разменивать монеты более мелкого достоинства (10 к.) монетой более крупного достоинства 42 8990 Числа от 21 - 100 2 Формирование умения получать двузначные числа в пределах 100 из десятков и единиц, читать и записывать числа в пределах 100 Формирование умения откладывать (моделировать) числа в пределах 100 с использованием счётного материала, на основе знания их десятичного состава Формирование знаний о числовом ряде в пределах 100 Формирование умения присчитывать, отсчитывать по 1 в пределах 100, умения получать следующее и предыдущее число Формирование умения решать простые и составные задачи с числами в пределах 100 Получают двузначные числа в пределах 100 из десятков и единиц, читают и записывают числа в пределах 100 Считают в пределах 100 в прямом порядке Осуществляют счет в пределах 100, присчитывая по 1, 10 (с помощью учителя) Получают двузначные числа в пределах 100 из десятков и единиц, читают и записывают числа в пределах 100 Считают в пределах 100 в прямом и обратном порядке; о месте каждого числа в числовом ряду в пределах 100 Осуществляют счет в пределах 100, присчитывая по 1, 10 43 919293 Сложение вида 50+3, 47=40+7 3 Формирование умения находить значения числового выражения (решение примеров) в два арифметических действия на последовательное присчитывание, отсчитывание по 1 Решение примеров на сложение вида 50+3, 47=40+7 Формирование умения складывать числа в пределах 100 Выполняют сложение чисел в пределах 100 (полученных при счете и при измерении величин одной мерой) без перехода через разряд на основе приемов устных вычислений (с помощью учителя) Выполняют сложение чисел в пределах 100 (полученных при счете и при измерении величин одной мерой) без перехода через разряд на основе приемов устных вычислений на основе десятичного состава чисел 44 9495 Понятие разряда Разрядная таблица Сравнение чисел соседних разрядов 2 Формирование знаний о разрядах: единицы, десятки, сотни Формирование умения представлять числа в виде суммы разрядных слагаемых Формирование умения раскладывать двузначные числа на десятки и единицы Формирование умения сравнивать числа в пределах 100 (по месту в числовом ряду; по количеству разрядов; по количеству десятков и единиц) Формирование умения составлять и решать арифметические задачи с числами в пределах 100 по предложенному сюжету, готовому решению, краткой записи Различают разряды: единицы, десятки, сотни Представляют числа в виде суммы разрядных слагаемых Считают в пределах 100 в прямом порядке Осуществляют счет в пределах 100, присчитывая по 1, 10 (с помощью учителя) Различают разряды: единицы, десятки, сотни Представляют числа в виде суммы разрядных слагаемых Считают в пределах 100 в прямом и обратном порядке; о месте каждого числа в числовом ряду в пределах 100 Осуществляют счет в пределах 100, присчитывая по 1, 10 45 969798 99 Вычитание вида 25-20, 25-5 Контрольная работа по теме «Сотня. Нумерация» 3 1 Формирование умения находить значения числового выражения (решение примеров) в два арифметических действия на последовательное присчитывание, отсчитывание по 1 Решение примеров на вычитание вида 25-20, 25-5 Формирование умения вычитать числа в пределах 100 на основе десятичного состава чисел Формирование умения составлять и решать арифметические задачи с числами в пределах 100 по предложенному сюжету, готовому решению, краткой записи Самостоятельное выполнение сложения и вычитания чисел в пределах 100 (полученных при счете и при измерении величин одной мерой) без перехода через разряд на основе приемов устных вычислений Выполняют вычитание чисел в пределах 100 (полученных при счете и при измерении величин одной мерой) без перехода через разряд на основе приемов устных вычислений (с помощью учителя) Выполняют вычитание чисел в пределах 100 (полученных при счете и при измерении величин одной мерой) без перехода через разряд на основе приемов устных вычислений Выполняют сложение и вычитание чисел в пределах 100 (полученных при счете и при измерении величин одной мерой) без перехода через разряд на основе приемов устных вычислений, с помощью Выполняют сложение и вычитание чисел в пределах 100 (полученных при счете и при измерении величин одной мерой) без перехода через разряд на основе приемов устных вычислений 46 счётного материала 100- Меры длины – 101 метр 2 102- Меры времени 103 Год Календарь 2 Формирование знаний о мере измерения длины, соотношения изученных мер длины Формирование умения преобразовывать и сравнивать числа, полученные при измерении Различают меры длины: метр, дециметр, сантиметр Знают соотношение единиц измерения: 1м = 100 см Сравнивают числа, полученные при измерении величин одной мерой (с помощью учителя) Формирование знаний о мерах Различают единицы измерения времени, соотношения времени, их соотношение изученных мер времени Называют месяцы года, Формирование знаний о определяют их порядке месяцев в году, номера последовательность и количество суток в каждом месяцев от начала года месяце с помощью календаря (с Формирование умения помощью учителя) пользоваться календарями Формирование умения читать показатели времени по часам Различают меры длины: метр, дециметр, сантиметр Знают соотношение единиц измерения: 1м = 100 см Сравнивают числа, полученные при измерении величин одной мерой Различают единицы измерения времени, их соотношение Называют месяцы года, определяют их последовательность и количество суток в каждом месяце с помощью календаря Сотня. Сложение и вычитание чисел – 42 часов 47 104- Сложение круглых 105- десятков 106 3 107- Сложение вида 108 34+2, 2+34 2 109- Вычитание вида 110 25-2, 46-4 2 Формирование умения складывать и вычитать круглые десятки (30 + 20; 50 – 20) Формирование умения складывать и вычитать круглые десятки, полученные при измерении стоимости Формирование умения разменивать монеты достоинством 1 р. монетами по 50 к., монеты более мелкого достоинства (50 к.) монетой более крупного достоинства (1 р.) Выполняют сложение и вычитание круглых десятков в пределах 100 (полученных при счете и при измерении величин одной мерой) без перехода через разряд на основе приемов устных вычислений (с помощью учителя) Разменивают монеты достоинством 1 р. монетами по 50 к., монеты более мелкого достоинства (50 к.) монетой более крупного достоинства (1 р.), возможна помощь учителя Формирование умения Выполняют сложение чисел в складывать двузначные и пределах 100 (полученных при однозначные числа в пределах счете и при измерении величин 100 без перехода через разряд одной мерой) без перехода через приемами устных вычислений, разряд на основе приемов с устных вычислений (с помощью записью примеров в строчку учителя) (34 + 2; 2 + 34) Формирование умения Выполняют вычитание чисел в вычитать двузначные и пределах 100 (полученных при однозначные числа в пределах счете и при измерении величин 100 без перехода через разряд одной мерой) без перехода через приемами устных вычислений, разряд на основе приемов с записью примеров в строчку устных вычислений (с помощью Решение примеров на учителя) Выполняют сложение и вычитание чисел в пределах 100 (полученных при счете и при измерении величин одной мерой) без перехода через разряд на основе приемов устных вычислений Разменивают монеты достоинством 1 р. монетами по 50 к., монеты более мелкого достоинства (50 к.) монетой более крупного достоинства (1 р.) Выполняют сложение чисел в пределах 100 (полученных при счете и при измерении величин одной мерой) без перехода через разряд на основе приемов устных вычислений Выполняют вычитание чисел в пределах 100 (полученных при счете и при измерении величин одной мерой) без перехода через разряд на основе приемов устных вычислений 48 вычитание вида 25-2, 46-4 111- Задачи (краткая 112 запись) 2 Формирование умения решать задачи по краткой записи, изученных видов (простые и составные) Решают простые арифметические задачи Решают составные арифметические задачи в два действия (сложение, вычитание, умножение, деление) (с помощью учителя) Решают простые арифметические задачи Решают составные арифметические задачи в два действия (сложение, вычитание, умножение, деление) 49 113- Порядок действий 114 выражений без скобок 2 115- Центр, радиус 116 окружности круга 2 Формирование умения находить значения числового выражения (решение примеров) со скобками и без скобок в два арифметических действия (сложение, вычитание) в пределах 100 Формирование умения находить значения числового выражения (решение примеров) без скобок в два арифметических действия (сложение (вычитание) и умножение; сложение (вычитание) и деление) в пределах 100 по инструкции о порядке действий Знакомство с центром, радиусом окружности и круга Формирование умения строить окружности с данным радиусом Формирование умения строить окружности с радиусами, равными по длине, разными по длине Выполняют действия в числовых выражениях (примерах) в два арифметических действия со скобками и без скобок (с помощью учителя) Находят значение числового выражения без скобок в два арифметических действия в пределах 100 по инструкции о порядке действий Выполняют действия в числовых выражениях (примерах) в два арифметических действия со скобками и без скобок Находят значение числового выражения без скобок в два арифметических действия в пределах 100 Различают понятия: окружность, круг, радиус Строят окружности с данным радиусом, окружности с радиусами, равными по длине, разными по длине (с помощью учителя) Различают понятия: окружность, круг, радиус Строят окружности с данным радиусом, окружности с радиусами, равными по длине, разными по длине 50 117- Сложение вида 118- 43+20, 20+43, 4320 119 3 120- Сложение вида 121 34+23 2 122- Вычитание вида 123 45-31, 35-25, 35-32 2 Формирование умения складывать и вычитать двузначные числа и круглые десятки в пределах 100 приемами устных вычислений, с записью примеров в строчку (43 + 20; 20 + 43; 43 – 20) Формирование умения увеличивать, уменьшать числа на несколько десятков в пределах 100, с записью выполненных операций в виде числового выражения (примера) Формирование умения складывать двузначные числа в пределах 100 без перехода через разряд приемами устных вычислений, с записью примеров в строчку (34 + 23) Выполняют сложение и вычитание чисел в пределах 100 (полученных при счете и при измерении величин одной мерой) без перехода через разряд на основе приемов устных вычислений (с помощью учителя) Увеличивают, уменьшают числа на несколько десятков в пределах 100 Выполняют сложение и вычитание чисел в пределах 100 (полученных при счете и при измерении величин одной мерой) без перехода через разряд на основе приемов устных вычислений Увеличивают, уменьшают числа на несколько десятков в пределах 100, с записью выполненных операций в виде числового выражения (примера) Выполняют сложение чисел в пределах 100 (полученных при счете и при измерении величин одной мерой) без перехода через разряд на основе приемов устных вычислений (с помощью учителя) Формирование умения Выполняют вычитание чисел в вычитать двузначные числа в пределах 100 (полученных при пределах 100 без перехода счете и при измерении величин через разряд приемами устных одной мерой) без перехода через вычислений, с записью разряд на основе приемов примеров в строчку устных вычислений (с помощью Решение примеров на учителя) вычитание вида 45-31, 35-25, 35-32 Выполняют сложение чисел в пределах 100 (полученных при счете и при измерении величин одной мерой) без перехода через разряд на основе приемов устных вычислений Выполняют вычитание чисел в пределах 100 (полученных при счете и при измерении величин одной мерой) без перехода через разряд на основе приемов устных вычислений 51 124- Задачи (краткая 125 запись) 2 Контрольная работа по теме «Сотня. Сложение и вычитание чисел» 1 127- Сложение и 128- вычитание 129 двузначных чисел 3 126 Формирование умения решать задачи по краткой записи, изученных видов (простые и составные) Решают простые арифметические задачи Решают составные арифметические задачи в два действия (сложение, вычитание, умножение, деление) (с помощью учителя) Самостоятельное выполнение Выполняют сложение и сложения и вычитания вычитание двузначных чисел в двузначных чисел в пределах пределах 100 без перехода через 100 без перехода через разряд разряд приемами устных приемами устных вычислений, вычислений, с записью с записью примеров в строчку примеров в строчку, с помощью счётного материала Формирование умения Выполняют сложение и складывать и вычитать вычитание чисел в пределах 100 двузначные числа в пределах (полученных при счете и при 100 без перехода через разряд измерении величин одной приемами устных вычислений, мерой) без перехода через разряд с записью примеров в строчку на основе приемов устных вычислений (с помощью учителя) Решают простые арифметические задачи Решают составные арифметические задачи в два действия (сложение, вычитание, умножение, деление) Выполняют сложение и вычитание двузначных чисел в пределах 100 без перехода через разряд приемами устных вычислений, с записью примеров в строчку Выполняют сложение и вычитание чисел в пределах 100 (полученных при счете и при измерении величин одной мерой) без перехода через разряд на основе приемов устных вычислений 52 130- Числа, полученные 131 при измерении двумя мерами 2 132- Сложение вида: 133- 27 + 3, 96+4, 134- 34+26, 68+32 135 4 Формирование умения читать и записывать числа, полученные при измерении длины двумя мерами (2 м 15 см), полученные при измерении стоимости двумя мерами (15 р. 50 к.) Формирование умения измерять длины предметов в метрах и сантиметрах, с записью результатов измерений в виде числа с двумя мерами (1 м 20 см), моделировать числа, полученные при измерении стоимости двумя мерами, с помощью набора из монет достоинством 10 р., 1 р., 2 р., 5 р., 50 к., 10 к. Формирование умения складывать двузначные числа с однозначными в пределах 100, получать в сумме круглых десятков и числа 100 приемами устных вычислений, с записью примеров в строчку Решение примеров на сложение вида: 27 + 3, 96+4, 34+26, Читают и записывают числа, полученные при измерении стоимости, длины двумя мерами (с помощью учителя) Измеряют длины предметов в метрах и сантиметрах, с записью результатов измерений в виде числа с двумя мерами, возможна помощь Читают и записывают числа, полученные при измерении стоимости, длины двумя мерами Измеряют длины предметов в метрах и сантиметрах, с записью результатов измерений в виде числа с двумя мерами Выполняют сложение чисел в пределах 100 (полученных при счете и при измерении величин одной мерой) без перехода через разряд на основе приемов устных вычислений (с помощью учителя) Выполняют сложение чисел в пределах 100 (полученных при счете и при измерении величин одной мерой) без перехода через разряд на основе приемов устных вычислений 53 68+32 136137138139 Вычитание однозначного, двузначного числа из круглых десятков 4 Формирование умения вычитать однозначные, двузначные числа из круглых десятков приёмами устных вычислений, с записью примеров в строчку (50 – 4; 50 – 24) Формирование умения вычитать однозначные, двузначные числа из числа 100 приёмами устных вычислений, с записью примеров в строчку (100 – 4; 100 – 24) Выполняют вычитание чисел в пределах 100 (полученных при счете и при измерении величин одной мерой) без перехода через разряд на основе приемов устных вычислений (с помощью учителя) Выполняют вычитание чисел в пределах 100 (полученных при счете и при измерении величин одной мерой) без перехода через разряд на основе приемов устных вычислений 54 140 Итоговая контрольная работа 1 141- Простые 142- арифметические 143 задачи на нахождение произведения, частного 3 144- Меры времени 145 сутки, минута 2 Выполняют самостоятельно решение примеров на сложение и вычитание Выполняют самостоятельно решение простых арифметические задачи на нахождение произведения, частного (деление на равные части и по содержанию) Формирование умения решать простые арифметические задачи на нахождение произведения, частного (деление на равные части и по содержанию) Выполняют сложение и вычитание чисел в пределах 100 с помощью счётного материала Решают простые арифметические задачи на нахождение произведения, частного (деление на равные части и по содержанию) (с помощью учителя) Решают простые арифметические задачи на нахождение произведения, частного (деление на равные части и по содержанию) (с помощью учителя) Знакомство с мерой времени – Различают единицы измерения минутой. Формирование времени: минута, час, месяц, знаний о соотношении: 1 сут. = год. 24 ч., 1 ч = 60 мин. Знают соотношение единиц Формирование умения читать и времени записывать числа, полученные Знают и называют месяцы, при измерении времени двумя определяют их мерами (4 ч 15 мин) последовательность и Формирование умения количество суток в каждом определять время по часам с месяце с помощью календаря (с точностью до 5 мин; называть помощью учителя) время двумя способами (прошло 3 ч 45 мин, без 15 мин 4 ч) Выполняют сложение и вычитание чисел в пределах 100 Решают простые арифметические задачи на нахождение произведения, частного (деление на равные части и по содержанию) Решают простые арифметические задачи на нахождение произведения, частного (деление на равные части и по содержанию) Различают единицы измерения времени: минута, час, месяц, год. Знают соотношение единиц времени Знают и называют месяцы, определяют их последовательность, номера месяцев от начала года и количество суток в каждом месяце с помощью календаря 55 Умножение и деление чисел – 16 часов 146147148149150151 Таблица умножения и деления на 2,3,4,5,6 6 Формирование знания табличного умножения чисел 2, 3, 4, 5, 6 (в пределах 20) Формирование знания табличного деления чисел на 2, 3, 4, 5, 6 (на равные части, в пределах 20) Формирование понимания взаимосвязи умножения и деления Пользуются таблицей умножения и деления чисел 2, 3, 4, 5, 6 Решают простые арифметические задачи на нахождение произведения, частного (с помощью учителя) Знают таблицу умножения чисел 2, 3, 4, 5, 6, используют её при выполнении деления на основе понимания взаимосвязи умножения и деления Решают простые арифметические задачи на нахождение произведения, частного 56 152- Деление по 153- содержанию 154155156157 6 158- Порядок действий 159- со скобками 160161 4 Знакомство с делением по содержанию. Формирование умения выполнять практические упражнения по делению предметных совокупностей на 2, 3, 4, 5 Формирование умения различать два вида деления (на равные части и по содержанию) на уровне практических действий; различать способ записи и чтения каждого вида деления Формирование умения решать простые арифметические задачи на нахождение частного, раскрывающие смысл арифметического действия деления (по содержанию); выполнять решение задачи на основе действий с предметными совокупностями Формирование умения соблюдать порядок действий в числовых выражениях без скобок, содержащих умножение и деление Формирование умения находить значение числового выражения в два арифметических действия (сложение, вычитание, умножение, деление) Понимают смысл действий умножения и деления (на равные части и по содержанию), выполняют их в практическом плане при оперировании предметными совокупностями (с помощью учителя) Решают простые арифметические задачи на нахождение частного, раскрывающие смысл арифметического действия деления (по содержанию); выполнять решение задачи на основе действий с предметными совокупностями (с помощью учителя) Понимают смысл действий умножения и деления (на равные части и по содержанию), выполняют их в практическом плане при оперировании предметными совокупностями Решают простые арифметические задачи на нахождение частного, раскрывающие смысл арифметического действия деления (по содержанию); выполнять решение задачи на основе действий с предметными совокупностями Выполняют действия в числовых выражениях (примерах) в два арифметических действия со скобками и без скобок (с помощью учителя) Выполняют действия в числовых выражениях (примерах) в два арифметических действия со скобками и без скобок 57 Повторение – 8 часа 162- Сложение и 164- вычитание чисел в 165- пределах 100 166 4 167- Умножение и 168- деление чисел в 169- пределах 20 170 4 Формирование умения складывать и вычитать двузначные числа в пределах 100 без перехода через разряд приемами устных вычислений, с записью примеров в строчку Выполняют сложение и вычитание чисел в пределах 100 (полученных при счете и при измерении величин одной мерой) без перехода через разряд на основе приемов устных вычислений (с помощью учителя) Закрепление знания табличного Пользуются таблицей умножения чисел 2, 3, 4, 5, 6 (в умножения и деления чисел 2, пределах 20) 3, Закрепление знания табличного 4, 5, 6 деления чисел на 2, 3, 4, 5, 6 (на Решают простые равные части, в пределах 20) арифметические задачи на Закрепление понимания нахождение произведения, взаимосвязи умножения и деления частного (с помощью учителя) Понимают смысл действий умножения и деления (на равные части и по содержанию) Выполняют сложение и вычитание чисел в пределах 100 (полученных при счете и при измерении величин одной мерой) без перехода через разряд на основе приемов устных вычислений Знают таблицу умножения и деления чисел 2, 3, 4, 5, 6 Решают простые арифметические задачи на нахождение произведения, частного Понимают смысл действий умножения и деления (на равные части и по содержанию) 58