РП_1-4_музыка

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Нижегородской области
Управление образования, молодёжной политики и спорта администрации
Пильнинского муниципального округа
Муниципальное общеобразовательное учреждение Медянская средняя школа

Приложение 1 к АООП,
утвержденной
приказом директора
от 25.08.2023 г. № 60 о.д.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Музыка (искусство)»
1-4 классы
вариант 1
(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)

Медяна
2023

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 1- 4 классов
для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями - вариант 1)

1класс - 66 часа (2 часа в неделю)
2 класс -34 часа (1 час в неделю)
3 класс - 34 часа (1 час в неделю)
4 класс – 34 часа (1 час в неделю)
Программа курса музыка для школы (1—4 классов) составлена на основе Программы специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических
наук, профессора В.В.Воронковой, – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014г. Автор программы
«Музыка и пение» И.В Евтушенко.

Пояснительная записка
Программа состоит из трех разделов: пояснительной записки, основного содержания,
требований к уровню подготовки учащихся каждого класса по музыке.
Рабочая программа по музыке составлена на основе программы для 1-4 классов специальных
(коррекционных) учреждений 8 вида:
Учебник Музыка 1-2 класс: учеб. Для общеобраз. организаций, реализующих
общеобразовательные программы / И. В. Евтушенко - М.: Просвещение, 2021.
Учебник Музыка 3 класс: учеб. Для общеобраз. организаций, реализующих
общеобразовательные программы / И. В. Евтушенко - М.: Просвещение, 2021.
Учебник Музыка 4 класс: учеб. Для общеобраз. организаций, реализующих
общеобразовательные программы / И. В. Евтушенко - М.: Просвещение, 2021.
Тип программы: программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII
вида 1 - 4 классы
Статус программы: рабочая программа учебного курса
Назначение программы:
- для обучающихся с ограниченными возможностями программа обеспечивает реализацию
образовательных услуг, гарантию качества получаемых услуг;
- для педагогических работников программа определяет приоритеты в содержании начального
коррекционного образования и способствует интеграции и координации деятельности по
реализации коррекционного образования;
Сроки освоения программы:
Освоение предмета «Музыка» предусмотрено на первых двух этапах обучения:
на I-ом этапе ― в 1-4 классах (при необходимости – с 1 дополнительным классом);
Объем учебного времени: 135 часов
Режим занятий:

1класс (2 часа в неделю)
2 класс (1 час в неделю)
3 класс (1 час в неделю)
4 класс (1 час в неделю)

Форма обучения: очная
Итоговая оценка складывается из четвертных оценок.
Содержание программы курса музыка для школы сформировано на основе принципов:
соответствия содержания образования потребностям общества; учета единства содержательной и
процессуальной сторон обучения; структурного единства содержания образования на разных
уровнях его формирования.
Основой курса музыка для коррекционной школы 8 вида являются идеи преемственности
начального и основного общего образования; гуманизации образования; соответствия содержания
образования возрастным и психическим закономерностям развития учащихся; личностной
ориентации содержания образования; деятельностного характера образования , формирования у
учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной
жизни
для
решения
практических
задач
(ключевых
компетенций).

Личностные
•
•
•
•

•
•
•

•

•
•
•
•

положительное отношение и интерес к процессу изобразительной деятельности и ее
результату;
приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности предметов искусства;
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
отношение к собственной изобразительной деятельности как к одному из возможных путей
передачи представлений о мире и человеке в нем, выражения настроения, переживаний,
эмоций;
умение наблюдать красоту окружающей действительности, адекватно реагировать на
воспринимаемое, проявлять возникающую эмоциональную реакцию (красиво/некрасиво);
представление о собственных возможностях, осознание своих достижений в области
изобразительной деятельности, способность к оценке результата собственной деятельности;
стремление к организованности и аккуратности в процессе деятельности с разными
материалами и инструментами, проявлению дисциплины и выполнению правил личной
гигиены и безопасного труда;
умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой творческой
деятельности (нравится/ не нравится; что получилось/что не получилось); принятие факта
существование различных мнений;
проявление
доброжелательности,
эмоционально-нравственной
отзывчивости
и
взаимопомощи, проявление сопереживания удачам/неудачам одноклассников;
стремление к использованию приобретенных знаний и умений в предметно-практической
деятельности, к проявлению творчества в самостоятельной изобразительной деятельности;
стремление к дальнейшему развитию собственных изобразительных навыков и накоплению
общекультурного опыта;
стремление к сотрудничеству со сверстниками на основе коллективной творческой
деятельности, владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия для решения практических и творческих задач.
Предметные результаты:

1 класс

•

Минимальный:

•

смещение внимания на дыхание животом в подготовительных упражнениях к пению с
помощью учителя;

•

•

выполнение специальных упражнений (прохлопывание простого ритмического рисунка с
помощью учителя;
эмоциональное восприятие разных по характеру произведения;
различение характера музыки (веселая, грустная);
умение различать динамические особенности музыки (громкая, тихая);
использование элементарных навыков игры на ударно-шумовых инструментах (бубен,
барабан) с помощью учителя;
хоровое исполнение знакомых песен вместе с учителем.

•

Достаточный:

•

смещение внимания на дыхание животом в подготовительных упражнениях к пению с
помощью учителя и самостоятельно;

•

развитие слухового внимания и чувства ритма в ходе специальных упражнений
(прохлопывание простого ритмического рисунка самостоятельно);
развитие эмоциональной отзывчивости на разные по характеру произведения;
различение характера музыки (веселая, грустная;
умение различать динамические особенности музыки (громкая, тихая);
овладение простейшими приемами игры на ударно-шумовых инструментах (бубен, барабан) с
помощью учителя;
умение пропевать короткие попевки на одном дыхании.
умение слаженно петь в группе и петь индивидуально.

•
•
•
•

•
•
•
•
•
•

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

2 класс

Минимальный:
смещение внимания на дыхание животом в подготовительных упражнениях к пению с
помощью учителя;
выполнение специальных упражнений (прохлопывание простого ритмического рисунка с
помощью учителя;
эмоциональное восприятие разных по характеру произведения;
дифференцирование звуков по высоте (высокие, низкие) в знакомых произведениях
(используются образы медведя, птички и др.);
различение характера музыки (веселая, грустная);
умение различать динамические особенностями музыки (громкая, тихая);
использование элементарных навыков игры на ударно-шумовых инструментах (бубен,
барабан);
хоровое исполнение знакомых песен вместе с учителем.
Достаточный:
смещение внимания на дыхание животом в подготовительных упражнениях к пению с
помощью учителя и самостоятельно;

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

развитие слухового внимания и чувства ритма в ходе специальных упражнений
(прохлопывание простого ритмического рисунка самостоятельно);
развитие эмоциональной отзывчивости на разные по характеру произведения;
дифференцирование звуков по высоте (высокие, низкие);
различение характера музыки (веселая, грустная);
ознакомление с динамическими особенностями музыки (громкая, тихая);
овладение простейшими приемами игры на ударно-шумовыми инструментах (бубен,
барабан);
умение отчетливо произносить текст;
умение пропевать короткие попевки на одном дыхании;
умение слаженно петь в группе и петь индивидуально.
• 3 класс
Минимальный:
смещение внимания на дыхание животом в подготовительных упражнениях к пению с
помощью учителя;
развитие слухового внимания и чувства ритма в ходе специальных упражнений
(прохлопывание простого ритмического рисунка с помощью учителя);
развитие эмоциональной отзывчивости на разные по характеру произведения;
дифференцирование звуков по высоте (высокие, низкие);
различение характера музыки (веселая, грустная);
ознакомление с динамическими особенностями музыки (громкая, тихая);
овладение простейшими приемами игры на ударно-шумовыми инструментах (бубен,
барабан);
умение пропевать короткие попевки на одном дыхании;
умение петь в группе и петь индивидуально в сопровождении педагога.
Достаточный:
умение петь индивидуально в сопровождении инструмента с помощью педагога;
смещение внимания на дыхание животом в подготовительных упражнениях к пению с
помощью учителя и самостоятельно;
исполнение специальных упражнений слухового внимания и чувства ритма в ходе
специальных упражнений (прохлопывание простого ритмического рисунка самостоятельно);
развитие эмоциональной отзывчивости на разные по характеру произведения;
дифференцирование звуков по высоте (высокие, низкие);
различение характера музыки (веселая, грустная);
ознакомление с динамическими особенностями музыки (громкая, тихая);
овладение простейшими приемами игры на ударно-шумовых инструментах (бубен, барабан);
умение отчетливо произносить текст, понимать его смысл;
умение пропевать короткие попевки на одном дыхании.
• 4 класс
Минимальный:
умение выполнять подготовительные дыхательные упражнения, иметь правильную
постановку для пения (ноги крепко стоят на полу спина ровная);
умение брать дыхание перед началом музыкальной фразы, удерживать дыхание на более
длинную фразу;

•
•
•
•
•
•
•
•
•

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

умение отчетливо произносить текст песни и понимать ее содержание;
исполнение специальных ритмических упражнений;
умение выдерживать ритмический рисунок произведения в сопровождении инструмента
вместе с педагогом;
умение слышать вступление, начинать и заканчивать пение вместе в группе;
умение петь индивидуально в сопровождении инструмента с помощью педагога;
умение передавать словами внутреннее содержание различных музыкальных жанров;
умение петь мягко, напевно.
Достаточный:
умение выполнять подготовительные дыхательные упражнения, иметь правильную
постановку для пения (ноги крепко стоят на полу спина ровная), уметь провести разминочную
часть вместо учителя;
умение брать дыхание перед началом музыкальной фразы, удерживать дыхание на более
длительных фразах, распределять равномерно;
умение отчетливо произносить текст песни и понимать ее содержание;
исполнение специальных ритмических упражнений;
умение выдерживать ритмический рисунок произведения в сопровождении инструмента;
умение слышать вступление, начинать и заканчивать пение вместе в группе;
умение петь индивидуально в сопровождении инструмента с помощью педагога;
стремление выступить на концерте;
уметь спокойно слушать музыку, адекватно реагировать на художественные образы,
воплощенные в музыкальных произведениях;
умение прочувствовать понять и передать словами внутреннее содержание музыкального
произведения;
умение выбрать из предложенного музыкального материала то, что больше нравиться.
1 класс

Основные требования к званиям и умениям учащихся I класса
к концу учебного года.
Учащиеся должны знать:
- характер и содержание музыкальных произведений; музыкальные инструменты и их звучание
(труба, баян, гитара).
Учащиеся должны уметь:
- петь с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога);
- выразительно и достаточно эмоционально исполнять выученные песни с простейшими элементами
динамических оттенков;
- одновременно начинать и заканчивать песню: не отставать и не опережать друг друга, петь дружно,
слаженно, прислушиваться друг к другу;
- правильно формировать при пении гласные звуки и отчетливо произносить согласные звуки в
конце и середине слов;
- правильно передавать мелодию в диапазоне ре1 — си1; различать вступление, запев, припев,
проигрыш, окончание в песне;

- различать песню, танец, марш;
- передавать ритмический рисунок подпевок (хлопками, на металлофоне, голосом);
-определять разнообразные по содержанию и характеру музыкальные произведения (веселые,
грустные и спокойные).

2 класс
Основные требования к знаниям и умениям учащихся II класса к концу учебного года
Учащиеся должны знать:
- высокие и низкие, долгие и короткие звуки; музыкальные инструменты и их звучание (орган, арфа,
флейта);
- характер и содержание музыкальных произведений; музыкальные коллективы (ансамбль, оркестр).
Учащиеся должны уметь:
- исполнять без сопровождения простые, хорошо знакомые песни;
- различать мелодию и сопровождение в песне и в инструментальном произведении;
- исполнять выученные песни ритмично и выразительно, сохраняя строй и ансамбль.
3-4 класс
- Основные требования к знаниям и умениям учащихся III-IV класса к концу учебного года.
Учащиеся должны знать:
- современные детские песни для самостоятельного исполнения;
- значение динамических оттенков (форте — громко, пиано— тихо);
- народные музыкальные инструменты и их звучание (домра, мандолина, баян, гусли, свирель,
гармонь, трещотка, деревянные ложки, бас-балалайка);
- особенности мелодического голосоведения (плавно, отрывисто, скачкообразно);
- особенности музыкального языка современной детской песни, ее идейное и художественное
содержание.
Учащиеся должны уметь:
- петь хором, выполняя требования художественного исполнения;
- ясно и четко произносить слова в песнях подвижного характера;
- исполнять хорошо выученные песни без сопровождения, самостоятельно;
- различать разнообразные по характеру и звучанию марши, танцы.
Перечень учебно-методического обеспечения
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией
Воронковой В.В. 1-4 классы - М.:«Просвещение», 2014год.
2 .Мерзлякова С.И. музыкально-игровой материал. Учебное пособие для учащихся /
С.И. Мерзлякова – М.: Гуманит. Изд. «Владос», 2002

3. Алпарова Н.Н. Музыкально-игровой материал для школьников / Н.Н. Алпарова – М.: Гуманит.
Изд. «Владос», 2002
4 .Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии . Учебное пособие для студентов
пед.учеб. заведений./ под ред. Е.А. Медведевой/ Изд. Центр «Академия»,2014г.
5 .Критская Е. Д. Музыка: 1—4 классы: Методическое пособие / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева,
Т. С. Шмагина. — М., 2017.
6 . Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? / Д. Б. Кабалевский. — М., 2005.
Календарно-тематическое планирование по музыке
1 класс (2 часа в неделю, 66 часов в год)
№

Тема урока

п/п

Кол –во
часов

1

Звучащий мир вокруг нас.

2

2

Музыкальные жанры. Песня.

2

3

Части песни.

2

4

Музыкальные жанры. Колыбельная.

2

5

Музыкальные жанры. Танец.

2

6

Музыкальные жанры. Марш.

2

7

Природа в музыке. Осень.

2

8

Как появляется музыка?

2

9

Средства музыкальной выразительности: динамические оттенки.

2

10

Средства музыкальной выразительности: темп.

2

11

Высокие и низкие звуки.

2

12

Короткие и долгие звуки.

2

13

Природа в музыке. Зима.

3

14

Изучение новой песни.

2

15

Музыкальные портреты людей.

2

16

Настроения и чувства в музыке.

2

17

Повторение по теме «Настроения и чувства в музыке».

2

18

Природа в музыке. Весна.

2

19

Повторение по теме «Природа в музыке. Весна.»

2

20

Изучение новой песни.

2

По

21

Детские музыкальные инструменты: бубен, маракасы.

2

22

Детские музыкальные инструменты: деревянные ложки, барабан.

3

23

Игра на детских музыкальных инструментах.

2

24

Изучение новой песни.

2

25

Изучение новой песни.

2

26

Музыкальные инструменты: металлофон.

2

27

Музыкальные инструменты: флейта.

2

28

Музыкальные инструменты. Труба.

2

29

Музыкальные инструменты. Скрипка.

2

30

Музыкальные инструменты: гитара.

2

31

Музыкальные инструменты: арфа.

2

32

Повторение по теме «Музыкальные инструменты».

2

33

Природа в музыке. Лето.

2
ИТОГО

68 ч.

Календарно-тематическое планирование по музыке
2 класс (1 час в неделю, 34 часа в год)

№

Тема урока

Кол-во
часов

п/п
«Песни моего детства» - 15ч.
1

«Гимн России»

1

2

«Мелодия»

1

3

«Россия – Родина моя»

1

4

«Что мы знаем о музыке?»

1

5

«Музыка вокруг нас»

1

6

«Звучащие картины»

1

7

«Вечерняя сказка. Колыбельная»

1

8

Обобщающий урок первой четверти

1

По пла

9

«Веселые песни»

1

10

«Эти разные песни»

1

11

«Поэт, художник, композитор»

1

«Здравствуй, зимушка-зима»

2

14

«Разыграй песню о зиме»

1

15

Обобщающий урок второй четверти

1

12-13

«Веселые нотки» - 19ч.
16

«Край, в котором ты живешь»

1

17

«Мы – музыканты»

1

18

«Зауральская сторонушка»

1

19

«Эти разные танцы»

1

«Музыка в народном стиле»

2

22

«Музыкальная грамота»

1

23

«Гори, гори ясно»

1

24

«Музыкальные портреты»

1

25

«В концертном зале. Музыкальное впечатление (С. Рахманинов)»

1

26

Обобщающий урок третей четверти

1

27-28

«Песенка-чудесенка (П.И. Чайковский «Немецкая песенка»)»

2

29-30

«У каждого свой инструмент. Разыграй песню»

2

31-32

«Ничего на свете лучше нету»

2

33

Обобщающий урок четвертой четверти

1

34

Заключительный урок-концерт

1

20-21

Итого

34

Календарно-тематическое планирование по музыке
3 класс (1 час в неделю, 34 часа в год)

№ п/п

Тема урока

Кол-во
часов

«Музыка в жизни человека» - 9 часов
1

Вводный урок. Повторение песен за 1- 2 класс.

1

2

Повторение раздела «Музыкальная грамота» за 1-2 класс.

1

3

Связь музыки с жизнью людей.

1

По пла

4

Роль музыки в трудовой жизни людей, отдыхе.

1

5

Роль музыки в трудовой жизни людей, отдыхе.

1

6

Русская народная сказка «Теремок».

1

7

Русская народная сказка «Теремок».

1

8

Русская народная сказка «Теремок».

1

9

Обобщающий урок по теме «Музыка в жизни человека».

1

«Музыка моего народа» - 10 часов
10

Интонационное своеобразие народной музыки — распевность на
нескольких звуках одного слога.

1

11

Русские народные инструменты (ложки, балалайка и др.)

1

12

Главные признаки русской музыки.

1

13

Части песни (запев, припев, вступление, заключение).

1

14

Части песни (запев, припев, вступление, заключение).

1

15

Закрепление интереса к музыке различного характера, умение
высказываться о ней.

1

16

Поем любимые песни.

1

17

Музыкальная игра «Бояре»

1

18

Урок-концерт «Песни моего народа»

1

19

Повторение темы «Музыка моего народа».

1

«Элементы музыкальной речи» - 8 часов
20

Понятия темп и ритм.

1

21

Ритмический рисунок.

1

22

В стране мультипультия «До, ре, ми»

1

Просмотр и обсуждение мультфильма
23

Нотная грамота. Ноты, стан, скрипичный ключ.

1

24

Лад. Мажор. Минор.

1

25

Элементы музыкальной речи. Лад. А.Дворжак «Юмореска».

1

26

Плавное и отрывистое звучание мелодии. С.Рахманинов «Итальянская
полька».

1

27

Обобщение темы «Элементы музыкальной речи».

1

«Музыкальные коллективы» - 7 часов
28

Музыкальные инструменты и их звучание: арфа, орган, флейта.

1

29

Музыкальный коллектив – ансамбль. (ДУЭТ), (ТРИО)

1

30

Музыкальный коллектив – ансамбль. (КВАРТЕТ)

1

31

Музыкальный коллектив – ансамбль. (ВИА)

1

32

Музыкальный коллектив – хор.

1

К.Вебер «Хор охотников» из оперы «Волшебный стрелок».
33-34

Обобщающий уроки за год по разделу «Музыкальная грамота».

2
Итого

34

Календарно-тематическое планирование по музыке
4 класс (1 час в неделю, 34 часа в год)

№

Тема урока

Кол-во

п/п

часов
«Музыка и мы» - 9 часов

1

Вводный урок. Повторение песенного материала за 3 класс.

1

2

Повторение нотной грамоты за 3 класс.

1

3

Одиночные музыкальные инструменты. Арфа, орган, фортепиано.

1

4

Инструментальный ансамбль.

1

5

Вокальный ансамбль.

1

6

Одиночные музыкальные инструменты. Арфа, орган, фортепиано.

1

7

Хореографический ансамбль.

1

8

Вокально-инструментальный ансамбль

1

9

Обобщение темы «Ансамбли»

1
«Песня – душа человека» - 9 часов

10

Песня– душа человека. Мелодия.

1

11

Композиторы детям. Кто сочиняет музыку?

1

12

Можем ли мы понять музыку без слов? Композиторы детям.

1

13

Песни о Родине.

1

14

В музыкальном театре. Мастерство исполнителя.

1

15

Развитие умения исполнять песни под фонограмму.

1

16

Развитие умения исполнять песню одновременно с фонограммой.

1

17

Развитие умения исполнять песню одновременно с фонограммой.

1

18

Обобщение темы «Песня – душа человека»

1

«Марш, танец и песня – основа всей музыки» - 9 часов

По пла

19

Марши разных характеров (военный, спортивный).

1

20

Марши разных характеров (праздничный, шуточный).

1

21

Марш разных характеров (траурный).

1

22

Танцы разных характеров (полька, полонез).

1

23

Танцы разных характеров (полька, полонез, вальс).

1

24
25
26
27
28
29
30
31
32-34

Танцы разных характеров (танго, хоровод).
1
Народные песни разных характеров
1
Современные песни разных характеров
1
Обобщающий урок «Марш, танец и песня – основа всей музыки»
1
Тема «Многофункциональность музыки» - 7 часов
Представление о многофункциональности музыки. Спортивная музыка.
1
Музыка для релаксации и отдыха.
1
Развлекательная музыка.
1
Урок – обобщение «Вспоминаем знакомые песни».
1
Урок-концерт «До свиданья, начальная школа»
3
Итого
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».