МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Нижегородской области Управление образования, молодёжной политики и спорта администрации Пильнинского муниципального округа Муниципальное общеобразовательное учреждение Медянская средняя школа Приложение 1 к АООП, утвержденной приказом директора от 25.08.2023 г. № 60 о.д. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Музыка (искусство)» 1-4 классы вариант 1 (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) Медяна 2023 Рабочая программа по предмету «Музыка» для 1- 4 классов для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями - вариант 1) 1класс - 66 часа (2 часа в неделю) 2 класс -34 часа (1 час в неделю) 3 класс - 34 часа (1 час в неделю) 4 класс – 34 часа (1 час в неделю) Программа курса музыка для школы (1—4 классов) составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук, профессора В.В.Воронковой, – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014г. Автор программы «Музыка и пение» И.В Евтушенко. Пояснительная записка Программа состоит из трех разделов: пояснительной записки, основного содержания, требований к уровню подготовки учащихся каждого класса по музыке. Рабочая программа по музыке составлена на основе программы для 1-4 классов специальных (коррекционных) учреждений 8 вида: Учебник Музыка 1-2 класс: учеб. Для общеобраз. организаций, реализующих общеобразовательные программы / И. В. Евтушенко - М.: Просвещение, 2021. Учебник Музыка 3 класс: учеб. Для общеобраз. организаций, реализующих общеобразовательные программы / И. В. Евтушенко - М.: Просвещение, 2021. Учебник Музыка 4 класс: учеб. Для общеобраз. организаций, реализующих общеобразовательные программы / И. В. Евтушенко - М.: Просвещение, 2021. Тип программы: программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1 - 4 классы Статус программы: рабочая программа учебного курса Назначение программы: - для обучающихся с ограниченными возможностями программа обеспечивает реализацию образовательных услуг, гарантию качества получаемых услуг; - для педагогических работников программа определяет приоритеты в содержании начального коррекционного образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации коррекционного образования; Сроки освоения программы: Освоение предмета «Музыка» предусмотрено на первых двух этапах обучения: на I-ом этапе ― в 1-4 классах (при необходимости – с 1 дополнительным классом); Объем учебного времени: 135 часов Режим занятий: 1класс (2 часа в неделю) 2 класс (1 час в неделю) 3 класс (1 час в неделю) 4 класс (1 час в неделю) Форма обучения: очная Итоговая оценка складывается из четвертных оценок. Содержание программы курса музыка для школы сформировано на основе принципов: соответствия содержания образования потребностям общества; учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения; структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования. Основой курса музыка для коррекционной школы 8 вида являются идеи преемственности начального и основного общего образования; гуманизации образования; соответствия содержания образования возрастным и психическим закономерностям развития учащихся; личностной ориентации содержания образования; деятельностного характера образования , формирования у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач (ключевых компетенций). Личностные • • • • • • • • • • • • положительное отношение и интерес к процессу изобразительной деятельности и ее результату; приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности предметов искусства; воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; отношение к собственной изобразительной деятельности как к одному из возможных путей передачи представлений о мире и человеке в нем, выражения настроения, переживаний, эмоций; умение наблюдать красоту окружающей действительности, адекватно реагировать на воспринимаемое, проявлять возникающую эмоциональную реакцию (красиво/некрасиво); представление о собственных возможностях, осознание своих достижений в области изобразительной деятельности, способность к оценке результата собственной деятельности; стремление к организованности и аккуратности в процессе деятельности с разными материалами и инструментами, проявлению дисциплины и выполнению правил личной гигиены и безопасного труда; умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности (нравится/ не нравится; что получилось/что не получилось); принятие факта существование различных мнений; проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания удачам/неудачам одноклассников; стремление к использованию приобретенных знаний и умений в предметно-практической деятельности, к проявлению творчества в самостоятельной изобразительной деятельности; стремление к дальнейшему развитию собственных изобразительных навыков и накоплению общекультурного опыта; стремление к сотрудничеству со сверстниками на основе коллективной творческой деятельности, владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия для решения практических и творческих задач. Предметные результаты: 1 класс • Минимальный: • смещение внимания на дыхание животом в подготовительных упражнениях к пению с помощью учителя; • • выполнение специальных упражнений (прохлопывание простого ритмического рисунка с помощью учителя; эмоциональное восприятие разных по характеру произведения; различение характера музыки (веселая, грустная); умение различать динамические особенности музыки (громкая, тихая); использование элементарных навыков игры на ударно-шумовых инструментах (бубен, барабан) с помощью учителя; хоровое исполнение знакомых песен вместе с учителем. • Достаточный: • смещение внимания на дыхание животом в подготовительных упражнениях к пению с помощью учителя и самостоятельно; • развитие слухового внимания и чувства ритма в ходе специальных упражнений (прохлопывание простого ритмического рисунка самостоятельно); развитие эмоциональной отзывчивости на разные по характеру произведения; различение характера музыки (веселая, грустная; умение различать динамические особенности музыки (громкая, тихая); овладение простейшими приемами игры на ударно-шумовых инструментах (бубен, барабан) с помощью учителя; умение пропевать короткие попевки на одном дыхании. умение слаженно петь в группе и петь индивидуально. • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • 2 класс Минимальный: смещение внимания на дыхание животом в подготовительных упражнениях к пению с помощью учителя; выполнение специальных упражнений (прохлопывание простого ритмического рисунка с помощью учителя; эмоциональное восприятие разных по характеру произведения; дифференцирование звуков по высоте (высокие, низкие) в знакомых произведениях (используются образы медведя, птички и др.); различение характера музыки (веселая, грустная); умение различать динамические особенностями музыки (громкая, тихая); использование элементарных навыков игры на ударно-шумовых инструментах (бубен, барабан); хоровое исполнение знакомых песен вместе с учителем. Достаточный: смещение внимания на дыхание животом в подготовительных упражнениях к пению с помощью учителя и самостоятельно; • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • развитие слухового внимания и чувства ритма в ходе специальных упражнений (прохлопывание простого ритмического рисунка самостоятельно); развитие эмоциональной отзывчивости на разные по характеру произведения; дифференцирование звуков по высоте (высокие, низкие); различение характера музыки (веселая, грустная); ознакомление с динамическими особенностями музыки (громкая, тихая); овладение простейшими приемами игры на ударно-шумовыми инструментах (бубен, барабан); умение отчетливо произносить текст; умение пропевать короткие попевки на одном дыхании; умение слаженно петь в группе и петь индивидуально. • 3 класс Минимальный: смещение внимания на дыхание животом в подготовительных упражнениях к пению с помощью учителя; развитие слухового внимания и чувства ритма в ходе специальных упражнений (прохлопывание простого ритмического рисунка с помощью учителя); развитие эмоциональной отзывчивости на разные по характеру произведения; дифференцирование звуков по высоте (высокие, низкие); различение характера музыки (веселая, грустная); ознакомление с динамическими особенностями музыки (громкая, тихая); овладение простейшими приемами игры на ударно-шумовыми инструментах (бубен, барабан); умение пропевать короткие попевки на одном дыхании; умение петь в группе и петь индивидуально в сопровождении педагога. Достаточный: умение петь индивидуально в сопровождении инструмента с помощью педагога; смещение внимания на дыхание животом в подготовительных упражнениях к пению с помощью учителя и самостоятельно; исполнение специальных упражнений слухового внимания и чувства ритма в ходе специальных упражнений (прохлопывание простого ритмического рисунка самостоятельно); развитие эмоциональной отзывчивости на разные по характеру произведения; дифференцирование звуков по высоте (высокие, низкие); различение характера музыки (веселая, грустная); ознакомление с динамическими особенностями музыки (громкая, тихая); овладение простейшими приемами игры на ударно-шумовых инструментах (бубен, барабан); умение отчетливо произносить текст, понимать его смысл; умение пропевать короткие попевки на одном дыхании. • 4 класс Минимальный: умение выполнять подготовительные дыхательные упражнения, иметь правильную постановку для пения (ноги крепко стоят на полу спина ровная); умение брать дыхание перед началом музыкальной фразы, удерживать дыхание на более длинную фразу; • • • • • • • • • • • • • • • • • • • умение отчетливо произносить текст песни и понимать ее содержание; исполнение специальных ритмических упражнений; умение выдерживать ритмический рисунок произведения в сопровождении инструмента вместе с педагогом; умение слышать вступление, начинать и заканчивать пение вместе в группе; умение петь индивидуально в сопровождении инструмента с помощью педагога; умение передавать словами внутреннее содержание различных музыкальных жанров; умение петь мягко, напевно. Достаточный: умение выполнять подготовительные дыхательные упражнения, иметь правильную постановку для пения (ноги крепко стоят на полу спина ровная), уметь провести разминочную часть вместо учителя; умение брать дыхание перед началом музыкальной фразы, удерживать дыхание на более длительных фразах, распределять равномерно; умение отчетливо произносить текст песни и понимать ее содержание; исполнение специальных ритмических упражнений; умение выдерживать ритмический рисунок произведения в сопровождении инструмента; умение слышать вступление, начинать и заканчивать пение вместе в группе; умение петь индивидуально в сопровождении инструмента с помощью педагога; стремление выступить на концерте; уметь спокойно слушать музыку, адекватно реагировать на художественные образы, воплощенные в музыкальных произведениях; умение прочувствовать понять и передать словами внутреннее содержание музыкального произведения; умение выбрать из предложенного музыкального материала то, что больше нравиться. 1 класс Основные требования к званиям и умениям учащихся I класса к концу учебного года. Учащиеся должны знать: - характер и содержание музыкальных произведений; музыкальные инструменты и их звучание (труба, баян, гитара). Учащиеся должны уметь: - петь с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога); - выразительно и достаточно эмоционально исполнять выученные песни с простейшими элементами динамических оттенков; - одновременно начинать и заканчивать песню: не отставать и не опережать друг друга, петь дружно, слаженно, прислушиваться друг к другу; - правильно формировать при пении гласные звуки и отчетливо произносить согласные звуки в конце и середине слов; - правильно передавать мелодию в диапазоне ре1 — си1; различать вступление, запев, припев, проигрыш, окончание в песне; - различать песню, танец, марш; - передавать ритмический рисунок подпевок (хлопками, на металлофоне, голосом); -определять разнообразные по содержанию и характеру музыкальные произведения (веселые, грустные и спокойные). 2 класс Основные требования к знаниям и умениям учащихся II класса к концу учебного года Учащиеся должны знать: - высокие и низкие, долгие и короткие звуки; музыкальные инструменты и их звучание (орган, арфа, флейта); - характер и содержание музыкальных произведений; музыкальные коллективы (ансамбль, оркестр). Учащиеся должны уметь: - исполнять без сопровождения простые, хорошо знакомые песни; - различать мелодию и сопровождение в песне и в инструментальном произведении; - исполнять выученные песни ритмично и выразительно, сохраняя строй и ансамбль. 3-4 класс - Основные требования к знаниям и умениям учащихся III-IV класса к концу учебного года. Учащиеся должны знать: - современные детские песни для самостоятельного исполнения; - значение динамических оттенков (форте — громко, пиано— тихо); - народные музыкальные инструменты и их звучание (домра, мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка, деревянные ложки, бас-балалайка); - особенности мелодического голосоведения (плавно, отрывисто, скачкообразно); - особенности музыкального языка современной детской песни, ее идейное и художественное содержание. Учащиеся должны уметь: - петь хором, выполняя требования художественного исполнения; - ясно и четко произносить слова в песнях подвижного характера; - исполнять хорошо выученные песни без сопровождения, самостоятельно; - различать разнообразные по характеру и звучанию марши, танцы. Перечень учебно-методического обеспечения 1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В. 1-4 классы - М.:«Просвещение», 2014год. 2 .Мерзлякова С.И. музыкально-игровой материал. Учебное пособие для учащихся / С.И. Мерзлякова – М.: Гуманит. Изд. «Владос», 2002 3. Алпарова Н.Н. Музыкально-игровой материал для школьников / Н.Н. Алпарова – М.: Гуманит. Изд. «Владос», 2002 4 .Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии . Учебное пособие для студентов пед.учеб. заведений./ под ред. Е.А. Медведевой/ Изд. Центр «Академия»,2014г. 5 .Критская Е. Д. Музыка: 1—4 классы: Методическое пособие / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. — М., 2017. 6 . Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? / Д. Б. Кабалевский. — М., 2005. Календарно-тематическое планирование по музыке 1 класс (2 часа в неделю, 66 часов в год) № Тема урока п/п Кол –во часов 1 Звучащий мир вокруг нас. 2 2 Музыкальные жанры. Песня. 2 3 Части песни. 2 4 Музыкальные жанры. Колыбельная. 2 5 Музыкальные жанры. Танец. 2 6 Музыкальные жанры. Марш. 2 7 Природа в музыке. Осень. 2 8 Как появляется музыка? 2 9 Средства музыкальной выразительности: динамические оттенки. 2 10 Средства музыкальной выразительности: темп. 2 11 Высокие и низкие звуки. 2 12 Короткие и долгие звуки. 2 13 Природа в музыке. Зима. 3 14 Изучение новой песни. 2 15 Музыкальные портреты людей. 2 16 Настроения и чувства в музыке. 2 17 Повторение по теме «Настроения и чувства в музыке». 2 18 Природа в музыке. Весна. 2 19 Повторение по теме «Природа в музыке. Весна.» 2 20 Изучение новой песни. 2 По 21 Детские музыкальные инструменты: бубен, маракасы. 2 22 Детские музыкальные инструменты: деревянные ложки, барабан. 3 23 Игра на детских музыкальных инструментах. 2 24 Изучение новой песни. 2 25 Изучение новой песни. 2 26 Музыкальные инструменты: металлофон. 2 27 Музыкальные инструменты: флейта. 2 28 Музыкальные инструменты. Труба. 2 29 Музыкальные инструменты. Скрипка. 2 30 Музыкальные инструменты: гитара. 2 31 Музыкальные инструменты: арфа. 2 32 Повторение по теме «Музыкальные инструменты». 2 33 Природа в музыке. Лето. 2 ИТОГО 68 ч. Календарно-тематическое планирование по музыке 2 класс (1 час в неделю, 34 часа в год) № Тема урока Кол-во часов п/п «Песни моего детства» - 15ч. 1 «Гимн России» 1 2 «Мелодия» 1 3 «Россия – Родина моя» 1 4 «Что мы знаем о музыке?» 1 5 «Музыка вокруг нас» 1 6 «Звучащие картины» 1 7 «Вечерняя сказка. Колыбельная» 1 8 Обобщающий урок первой четверти 1 По пла 9 «Веселые песни» 1 10 «Эти разные песни» 1 11 «Поэт, художник, композитор» 1 «Здравствуй, зимушка-зима» 2 14 «Разыграй песню о зиме» 1 15 Обобщающий урок второй четверти 1 12-13 «Веселые нотки» - 19ч. 16 «Край, в котором ты живешь» 1 17 «Мы – музыканты» 1 18 «Зауральская сторонушка» 1 19 «Эти разные танцы» 1 «Музыка в народном стиле» 2 22 «Музыкальная грамота» 1 23 «Гори, гори ясно» 1 24 «Музыкальные портреты» 1 25 «В концертном зале. Музыкальное впечатление (С. Рахманинов)» 1 26 Обобщающий урок третей четверти 1 27-28 «Песенка-чудесенка (П.И. Чайковский «Немецкая песенка»)» 2 29-30 «У каждого свой инструмент. Разыграй песню» 2 31-32 «Ничего на свете лучше нету» 2 33 Обобщающий урок четвертой четверти 1 34 Заключительный урок-концерт 1 20-21 Итого 34 Календарно-тематическое планирование по музыке 3 класс (1 час в неделю, 34 часа в год) № п/п Тема урока Кол-во часов «Музыка в жизни человека» - 9 часов 1 Вводный урок. Повторение песен за 1- 2 класс. 1 2 Повторение раздела «Музыкальная грамота» за 1-2 класс. 1 3 Связь музыки с жизнью людей. 1 По пла 4 Роль музыки в трудовой жизни людей, отдыхе. 1 5 Роль музыки в трудовой жизни людей, отдыхе. 1 6 Русская народная сказка «Теремок». 1 7 Русская народная сказка «Теремок». 1 8 Русская народная сказка «Теремок». 1 9 Обобщающий урок по теме «Музыка в жизни человека». 1 «Музыка моего народа» - 10 часов 10 Интонационное своеобразие народной музыки — распевность на нескольких звуках одного слога. 1 11 Русские народные инструменты (ложки, балалайка и др.) 1 12 Главные признаки русской музыки. 1 13 Части песни (запев, припев, вступление, заключение). 1 14 Части песни (запев, припев, вступление, заключение). 1 15 Закрепление интереса к музыке различного характера, умение высказываться о ней. 1 16 Поем любимые песни. 1 17 Музыкальная игра «Бояре» 1 18 Урок-концерт «Песни моего народа» 1 19 Повторение темы «Музыка моего народа». 1 «Элементы музыкальной речи» - 8 часов 20 Понятия темп и ритм. 1 21 Ритмический рисунок. 1 22 В стране мультипультия «До, ре, ми» 1 Просмотр и обсуждение мультфильма 23 Нотная грамота. Ноты, стан, скрипичный ключ. 1 24 Лад. Мажор. Минор. 1 25 Элементы музыкальной речи. Лад. А.Дворжак «Юмореска». 1 26 Плавное и отрывистое звучание мелодии. С.Рахманинов «Итальянская полька». 1 27 Обобщение темы «Элементы музыкальной речи». 1 «Музыкальные коллективы» - 7 часов 28 Музыкальные инструменты и их звучание: арфа, орган, флейта. 1 29 Музыкальный коллектив – ансамбль. (ДУЭТ), (ТРИО) 1 30 Музыкальный коллектив – ансамбль. (КВАРТЕТ) 1 31 Музыкальный коллектив – ансамбль. (ВИА) 1 32 Музыкальный коллектив – хор. 1 К.Вебер «Хор охотников» из оперы «Волшебный стрелок». 33-34 Обобщающий уроки за год по разделу «Музыкальная грамота». 2 Итого 34 Календарно-тематическое планирование по музыке 4 класс (1 час в неделю, 34 часа в год) № Тема урока Кол-во п/п часов «Музыка и мы» - 9 часов 1 Вводный урок. Повторение песенного материала за 3 класс. 1 2 Повторение нотной грамоты за 3 класс. 1 3 Одиночные музыкальные инструменты. Арфа, орган, фортепиано. 1 4 Инструментальный ансамбль. 1 5 Вокальный ансамбль. 1 6 Одиночные музыкальные инструменты. Арфа, орган, фортепиано. 1 7 Хореографический ансамбль. 1 8 Вокально-инструментальный ансамбль 1 9 Обобщение темы «Ансамбли» 1 «Песня – душа человека» - 9 часов 10 Песня– душа человека. Мелодия. 1 11 Композиторы детям. Кто сочиняет музыку? 1 12 Можем ли мы понять музыку без слов? Композиторы детям. 1 13 Песни о Родине. 1 14 В музыкальном театре. Мастерство исполнителя. 1 15 Развитие умения исполнять песни под фонограмму. 1 16 Развитие умения исполнять песню одновременно с фонограммой. 1 17 Развитие умения исполнять песню одновременно с фонограммой. 1 18 Обобщение темы «Песня – душа человека» 1 «Марш, танец и песня – основа всей музыки» - 9 часов По пла 19 Марши разных характеров (военный, спортивный). 1 20 Марши разных характеров (праздничный, шуточный). 1 21 Марш разных характеров (траурный). 1 22 Танцы разных характеров (полька, полонез). 1 23 Танцы разных характеров (полька, полонез, вальс). 1 24 25 26 27 28 29 30 31 32-34 Танцы разных характеров (танго, хоровод). 1 Народные песни разных характеров 1 Современные песни разных характеров 1 Обобщающий урок «Марш, танец и песня – основа всей музыки» 1 Тема «Многофункциональность музыки» - 7 часов Представление о многофункциональности музыки. Спортивная музыка. 1 Музыка для релаксации и отдыха. 1 Развлекательная музыка. 1 Урок – обобщение «Вспоминаем знакомые песни». 1 Урок-концерт «До свиданья, начальная школа» 3 Итого 34