МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Нижегородской области Управление образования, молодежной политики и спорта администрации Пильнинского муниципального округа Муниципальное общеобразовательное учреждение Медянская средняя школа Приложение 1 Утверждена приказом директора от 25.08.2023г № 60 о.д. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Математика»9 класс вариант 1 (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) Медяна 2023г 1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА I. Рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR). ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей. Учебный предмет «Математика» относится к предметной области «Математика» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Математика» в 9 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 102 часа в год (3 часа в неделю). Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Математика». Цель обучения - максимальное общее развитие обучающихся, коррекция недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика на разных этапах обучения. Задачи обучения: − формирование и развитие математических знаний и умений, необходимых для решения практических задач в учебной и трудовой деятельности, используемых в повседневной жизни; − коррекция недостатков познавательной деятельности и повышение уровня общего развития; 2 − воспитание положительных качеств и свойств личности. Рабочая программа по учебному предмету «Математика» в 9 классе определяет следующие задачи: − закрепление и совершенствование устных и письменных вычислительных навыков в пределах 1000 000; − закрепление умений производить арифметические действия с целыми и дробными числами, в том числе с числами, полученными при измерении, с обыкновенными и десятичными дробями; производить взаимные действия с обыкновенными и десятичными дробями; − формирование умения производить арифметические действия с конечными и бесконечными дробями; − формирование умения находить проценты от числа и числа по его доле; − формирование умения решать арифметические задачи на нахождение процентов от числа; − формирование представления о геометрических телах (шар, куб параллелепипед, пирамида, призма, цилиндр, конус); − формирование умения находить объём и площадь боковой поверхности геометрических тел (куба, прямоугольного параллелепипеда) − формирование умения выполнять построение развертки куба и прямоугольного параллелепипеда; − формирование умения решать простые и составные арифметические задачи (в 3 - 4 действия); задачи на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого; задачи, содержащие зависимость, характеризующую процессы: движения (скорость, время, пройденный путь), работы (производительность труда, время, объем всей работы), изготовления товара (расход на предмет, количество предметов, общая 3 стоимость товара); задачи на расчет стоимости; задачи на время (начало, конец, продолжительность события; задачи на нахождение части целого; − воспитание интереса к математике и стремление использовать знания в повседневной жизни. Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы по учебному предмету «Математика» в 9 классе Личностные результаты: − способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих ценностей и социальных ролей; − формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей; − сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; − сформированность навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях; − проявление готовности к самостоятельной жизни. Уровни достижения предметных результатов по учебному предмету «Математика» на конец 9 класса Минимальный уровень: − знать числовой ряд чисел в пределах 100 000; чтение, запись и сравнение целых чисел в пределах 100 000; − знать таблицу сложения однозначных чисел; − знать табличные случаи умножения и получаемых из них случаи деления; − уметь выполнять письменное выполнение арифметических действий с числами в пределах 100 000 (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное число) с использованием таблиц умножения, алгоритмов 4 письменных арифметических действий, микрокалькулятора (легкие случаи); − знать обыкновенные и десятичные дроби; их получение, запись, чтение; − уметь выполнять арифметические действия (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное число) с десятичными дробями, имеющими в записи менее 5 знаков (цифр), в том числе с использованием микрокалькулятора; − знать названия, обозначения, соотношения крупных и мелких единиц измерения стоимости, длины, массы, времени; − уметь выполнять действия с числами, полученными при измерении величин; − уметь находить доли величины и величины по значению её доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть); − уметь решать простые арифметические задачи и составные задачи в 2 действия; − уметь распознавать, различать и называть геометрические фигуры и тела (куб, шар, параллелепипед); − знать свойства элементов многоугольников (треугольник, прямоугольник, параллелограмм); − уметь выполнять построение с помощью линейки, чертежного угольника, циркуля, транспортира линий, углов, многоугольников, окружностей в разном положении на плоскости. Достаточный уровень: − знать числовой ряда чисел в пределах 1 000 000; чтение, запись и сравнение чисел в пределах 1 000 000; − знать таблицу сложения однозначных чисел, в том числе с переходом через десяток; 5 − знать табличные случаи умножения и получаемых из них случаи деления; − знать названия, обозначения, соотношения крупных и мелких единиц измерения стоимости, длины, массы, времени, площади, объема; − уметь устно выполнять арифметические действия с целыми числами, полученными при счете и при измерении, в пределах 1000 (простые случаи в пределах 1 000 000); − уметь письменно выполнять арифметические действия с многозначными числами и числами, полученными при измерении, в пределах 1 000 000; − знать обыкновенные и десятичные дроби, их получение, запись, чтение; − уметь выполнять арифметические действия с десятичными дробями; − уметь находить одну или несколько долей (процентов) от числа, числа по одной его доли (проценту); − уметь выполнять арифметические действия с целыми числами до 1 000 000 и десятичными дробями с использованием микрокалькулятора и проверкой вычислений путем повторного использования микрокалькулятора; − уметь решать составные задачи в 3-4 арифметических действия; − уметь распознавать, различать и называть геометрические фигуры и тела (куб, шар, параллелепипед, пирамида, призма, цилиндр, конус); − знать свойства элементов многоугольников (треугольник, прямоугольник, параллелограмм), прямоугольного параллелепипеда; − уметь вычислять площадь прямоугольника, объем прямоугольного параллелепипеда (куба); − выполнять построение с помощью линейки, чертежного угольника, циркуля, транспортира линий, углов, многоугольников, окружностей в 6 Обучение математике в 9 классе носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит обучающихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учит использованию математических знаний в различных ситуациях. Распределение учебного материала осуществляется концентрически, что позволяет обеспечить постепенный переход от исключительно практического изучения математики к практико- теоретическому изучению, с обязательным учётом значимости усваиваемых знаний и умений формирования жизненных компетенций. В процессе изучения математики у обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальной недостаточности) развивается элементарное математическое мышление, формируются и корригируются такие его формы, как сравнение, анализ, синтез, развиваются способности к обобщению и конкретизации, создаются условия для коррекции памяти, внимания и других психических функций. Основными организационными формами работы на уроке математики являются: фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная работа, работа в парах. При проведении уроков математики предполагается использование следующих методов: − словесные (рассказ или изложение знаний, беседа, работа по учебнику или другим печатным материалам); − наглядные (наблюдение, демонстрация предметов или их изображений); − предметно - практические (измерение, вычерчивание геометрических фигур, моделирование, нахождение значений числовых выражений); 7 − частично - поисковые (эвристическая беседа, олимпиада, практические работы); − исследовательские (проблемное изложение); − система специальных коррекционно – развивающих приемов; − методы убеждения (словесное разъяснение, убеждение, требование); − методы организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, поручение); − методы стимулирования поведения (похвала, поощрение, взаимооценка). Широкое применение находит проблемное изложение знаний, при котором является создание проблемной ситуации, исследование, поиск правильного ответа. В учебном процессе чаще всего предполагается использование комбинации указанных методов. Комплексное их использование позволяет более полно решать задачи каждого урока. Содержание разделов № п/п 1. 2. 3. 4. 5. Название раздела Количество часов Повторение Арифметические действия с целыми и дробными числами Проценты Конечные и бесконечные десятичные дроби Все действия с десятичными, обыкновенными дробями и целыми числами Итого: 12 36 Количество контрольных работ 1 2 28 9 2 1 17 2 102 8 8 9