МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Нижегородской области Управление образования, молодёжной политики и спорта администрации Пильнинского муниципального округа Муниципальное общеобразовательное учреждение Медянская средняя школа Приложение 1 к АООП, утвержденной приказом директора от 25.08.2023 г. № 60 о.д. Рабочая программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 «Основы социальной жизни» (для 8 класса) Москва 2023 ОГЛАВЛЕНИЕ I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА .................................................................... 2 II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ........................................................................ 5 III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ............................................................... 8 IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ .... Error! Bookmark not defined. I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебному предмету «Основы социальной жизни» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ФАООП УО (вариант 1)), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR). ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей. Учебный предмет «Основы социальной жизни» относится к предметной области «Человек и общество» и является обязательной частью учебного плана. Рабочая программа по учебному предмету «Основы социальной жизни» В 8 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часа в год (2 часа в неделю). ФАООП УО (вариант 1) определяет цель и задачи учебного предмета «Основы социальной жизни». Цель обучения – практическая подготовка обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к самостоятельной жизни и трудовой деятельности в ближайшем и более отдаленном социуме. Задачи обучения: − расширение кругозора обучающихся в процессе ознакомления с различными сторонами повседневной жизни; − формирование и развитие навыков самообслуживания и трудовых навыков, связанных с ведением домашнего хозяйства; − ознакомление с основами экономики ведения домашнего хозяйства и формирование необходимых умений; − практическое ознакомление с деятельностью различных учреждений социальной направленности; формирование умений пользоваться услугами учреждений и предприятий социальной направленности; − усвоение морально-этических норм поведения, выработка навыков общения (в том числе с использованием деловых бумаг); − развитие навыков здорового образа жизни; положительных качеств и свойств личности. Рабочая программа по учебному предмету «Основы социальной жизни» в 8 классе определяет следующие задачи: − формирование знаний о здоровом образе жизни, его влиянии на организм человека; − формирование знаний о санитарно-гигиенических требованиях к процессу приготовления пищи; − формирование умений соблюдать требования техники безопасности при приготовлении пищи; − формирование умения составлять ежедневное меню из предложенных продуктов питания; − формирование умения самостоятельно готовить несложные знакомые блюда; − формирование умения самостоятельно совершать покупки товаров ежедневного назначения; − формирование знаний об особенностях соблюдения личной гигиены подростка; − формирование умений соблюдение техники безопасности при работе с чистящими и моющими средствами и электробытовыми приборами; − формирование умений соблюдать правила поведения в доме и общественных местах; представления о морально-этических нормах поведения; − формирование умений использовать навыки ведения домашнего хозяйства (уборка дома, стирка белья, мытье посуды и т. п.); − формирование умений самостоятельно пользоваться услугами бытовых учреждений. II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ Обучение «Основам социальной жизни» в 8 классе носит продолжение изучения теоретических знаний и практических умений. «Основы социальной жизни» тесно связаны с другими учебными предметами, жизнью и направлены на подготовку обучающихся к самостоятельной жизни и трудовой деятельности. Программа обучения в 8 классе осуществляется по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Содержание курса обеспечивает формирование и развитие у обучающихся необходимых им навыков самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем мире. На четвертом году обучения программа направлена на формирование у социально-бытовой установок, обучающихся адаптации, знаний и формирования умений, способствующих правильных жизненных соблюдения правил здорового образа жизни и бережного отношения к собственному здоровью, применения теоретических знаний на практике и формирование знаний об основах семейного бюджета. В ходе занятий дети учатся самостоятельно пользоваться услугами учреждений торговли и транспорта. Особое внимание уделяется темам, направленным на формирование безопасного и здорового образа жизни, выполнение ежедневных домашних обязанностей, умение организовывать себя и помогать другим. Большое значение имеют разделы, направленные на получение практических навыков по приготовлению простых и знакомых блюд, соблюдению правил поведения в быту, распределению бюджета для покупок определённых товаров и расчет стоимости продуктов питания, организацию собственной деятельности и социальную адаптацию в обществе. При реализации программы и проведении занятий, одновременно решаются задачи воспитания личностных качеств: трудолюбия, аккуратности, терпении, усидчивости; элементов трудовой культуры; организации труда; экономного и бережного отношения к продуктам, оборудованию; строгого соблюдения правил безопасной работы и гигиены труда; творческого отношения к домашнему труду; развития обоняния, осязания, внимания, наблюдательности, памяти, воображения. Программой предусмотрены беседы, ролевые игры, требующие знаний о поведении на улице, в транспорте и учреждениях, практические задания, которые служат для закрепления учебных навыков и знаний, а также совершенствования и формирования новых умений и навыков, используемые обучающимися в повседневной жизни. На уроках предмета «Основы социальной жизни» целесообразно организовывать работу детей в парах или малых группах с учетом уровня подготовленности. Это позволит каждому ученику овладеть навыками сотрудничества, коллективного приготовления пищи, ухода за одеждой, обувью, научиться самостоятельно пользоваться общественным транспортом и различными учреждениями быта. Реализация курса должна способствовать достижению личностных результатов: пониманию своих реальных возможностей, владению навыками адаптации к изменяющимся жизненным условиям, развитию коммуникативных навыков и навыков сотрудничества, усвоению моральноэтических норм, принятых в обществе, развитию эстетического и художественного вкуса детей, формированию установки на безопасный здоровый образ жизни, интереса к творчеству. Содержание разделов № Название раздела Количество часов Контрольные работы, тесты 1 Личная гигиена и здоровье 6 1 2 Охрана здоровья 3 1 3 Жилище 11 1 4 Одежда и обувь 12 1 5 Питание 18 6 Транспорт 5 1 7 Средства связи 6 1 8 Предприятия, организации, учреждения 3 9 Семья 3 10 Итоговое занятие 1 1 Итого: 68 7 III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные: − осознание себя как гражданина России; − способность к осмыслению картины мира, ее временнопространственной организации; − сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; − сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; − овладение трудовыми навыками, используемыми в повседневной жизни. Предметные: Минимальный уровень: − приготовление несложных видов блюд под руководством педагогического работника; − представления о санитарно-гигиенических требованиях к процессу приготовления пищи; − соблюдение требований техники безопасности при приготовлении пищи; − знание отдельных видов одежды и обуви, некоторых правил ухода за ними; соблюдение усвоенных правил в повседневной жизни; − знание названий предприятий бытового обслуживания и их назначения; − решение типовых практических задач под руководством педагогического работника посредством обращения в предприятия бытового обслуживания; − представления о различных видах средств связи; − знание и соблюдение правил поведения в общественных местах (магазинах, транспорте, музеях, медицинских учреждениях). Достаточный уровень: − составление ежедневного меню из предложенных продуктов питания; − самостоятельное приготовление несложных знакомых блюд; − самостоятельное совершение покупок товаров ежедневного назначения; − соблюдение правила поведения в доме и общественных местах; представления о морально-этических нормах поведения; − некоторые навыки ведения домашнего хозяйства (уборка дома, стирка белья, мытье посуды); − навыки обращения в различные медицинские учреждения (под руководством взрослого); − пользование различными средствами связи для решения практических житейских задач. Система оценки достижений Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах: − 0 баллов - нет фиксируемой динамики; − 1 балл - минимальная динамика; − 2 балла - удовлетворительная динамика; 3 балла - значительная динамика. − Оценка предметных индивидуального и результатов фронтального опроса осуществляется обучающихся, по итогам выполнения самостоятельных работ (по темам уроков), контрольных работ (входных, текущих, промежуточных и итоговых) и тестовых заданий. предметных результатов учитывается обучающегося и особенности его развития. уровень При оценке самостоятельности Критерии оценки предметных результатов Оценка «5» ставиться если: − обучающийся полностью излагает изученный материал в объеме программы по учебному предмету; − умеет использовать таблицы, схемы; − понимает и объясняет изученные понятия, термины; − самостоятельно выстраивает ответ. Оценка «4» ставиться, если обучающийся воспроизводит учебный материал, но допускает 1-2 неточности в фактическом вопросе: − не может самостоятельно привести пример; − отвечает на наводящие вопросы. Оценка «3» ставиться, если обучающийся обнаруживает знания и понимание учебного материала по данному вопросу, но эти знания излагает не полностью, монологическая речь несвязная, воспроизводит изученный материал по наводящим вопросам учителя. Оценка «2» не ставится.