МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Нижегородской области
Управление образования, молодёжной политики и спорта администрации
Пильнинского муниципального округа
Муниципальное общеобразовательное учреждение Медянская средняя школа
Приложение 1 к АООП,
утвержденной
приказом директора
от 25.08.2023 г. № 60 о.д.
Рабочая программа общего образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
вариант 1
«Основы социальной жизни»
(для 8 класса)
Москва
2023
ОГЛАВЛЕНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА .................................................................... 2
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ........................................................................ 5
III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ............................................................... 8
IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ .... Error! Bookmark not defined.
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Основы социальной
жизни» составлена на основе Федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (далее ФАООП УО (вариант 1)),
утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г.
№ 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их
особых
образовательных
потребностей,
а
также
индивидуальных
особенностей и возможностей.
Учебный
предмет
«Основы
социальной
жизни»
относится
к
предметной области «Человек и общество» и является обязательной частью
учебного плана. Рабочая программа по учебному предмету «Основы
социальной жизни» В 8 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет
68 часа в год (2 часа в неделю).
ФАООП УО (вариант 1) определяет цель и задачи учебного предмета
«Основы социальной жизни».
Цель обучения – практическая подготовка обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к самостоятельной жизни и
трудовой деятельности в ближайшем и более отдаленном социуме.
Задачи обучения:
− расширение кругозора обучающихся в процессе ознакомления с
различными сторонами повседневной жизни;
− формирование и развитие навыков самообслуживания и трудовых
навыков, связанных с ведением домашнего хозяйства;
− ознакомление с основами экономики ведения домашнего хозяйства и
формирование необходимых умений;
− практическое ознакомление с деятельностью различных учреждений
социальной направленности; формирование умений пользоваться услугами
учреждений и предприятий социальной направленности;
− усвоение морально-этических норм поведения, выработка навыков
общения (в том числе с использованием деловых бумаг);
− развитие навыков здорового образа жизни; положительных качеств и
свойств личности.
Рабочая программа по учебному предмету «Основы социальной
жизни» в 8 классе определяет следующие задачи:
− формирование знаний о здоровом образе жизни, его влиянии на
организм человека;
− формирование знаний о санитарно-гигиенических требованиях к
процессу приготовления пищи;
− формирование умений соблюдать требования техники безопасности
при приготовлении пищи;
− формирование умения составлять ежедневное меню из предложенных
продуктов питания;
− формирование умения самостоятельно готовить несложные знакомые
блюда;
− формирование умения самостоятельно совершать покупки товаров
ежедневного назначения;
− формирование знаний об особенностях соблюдения личной гигиены
подростка;
− формирование умений соблюдение техники безопасности при работе с
чистящими и моющими средствами и электробытовыми приборами;
− формирование умений соблюдать правила поведения в доме и
общественных
местах;
представления
о
морально-этических
нормах
поведения;
− формирование умений использовать навыки ведения домашнего
хозяйства (уборка дома, стирка белья, мытье посуды и т. п.);
− формирование умений самостоятельно пользоваться услугами бытовых
учреждений.
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Обучение «Основам социальной жизни» в 8 классе носит продолжение
изучения
теоретических
знаний
и
практических
умений.
«Основы
социальной жизни» тесно связаны с другими учебными предметами, жизнью
и направлены на подготовку обучающихся к самостоятельной жизни и
трудовой деятельности.
Программа обучения в 8 классе осуществляется по принципу
усложнения и увеличения объема сведений. Содержание курса обеспечивает
формирование и развитие у обучающихся необходимых им навыков
самообслуживания,
ведения
домашнего
хозяйства,
ориентировки
в
окружающем мире. На четвертом году обучения программа направлена на
формирование
у
социально-бытовой
установок,
обучающихся
адаптации,
знаний
и
формирования
умений,
способствующих
правильных
жизненных
соблюдения правил здорового образа жизни и бережного
отношения к собственному здоровью, применения теоретических знаний на
практике и формирование знаний об основах семейного бюджета. В ходе
занятий дети учатся самостоятельно пользоваться услугами учреждений
торговли и транспорта. Особое внимание уделяется темам, направленным на
формирование
безопасного
и
здорового
образа
жизни,
выполнение
ежедневных домашних обязанностей, умение организовывать себя и
помогать другим. Большое значение имеют разделы, направленные на
получение практических навыков по приготовлению простых и знакомых
блюд, соблюдению правил поведения в быту, распределению бюджета для
покупок определённых товаров и расчет стоимости продуктов питания,
организацию собственной деятельности и социальную адаптацию в
обществе.
При реализации программы и проведении занятий, одновременно
решаются
задачи
воспитания
личностных
качеств:
трудолюбия,
аккуратности, терпении, усидчивости; элементов трудовой культуры;
организации труда; экономного и бережного отношения к продуктам,
оборудованию; строгого соблюдения правил безопасной работы и гигиены
труда; творческого отношения к домашнему труду; развития обоняния,
осязания, внимания, наблюдательности, памяти, воображения.
Программой предусмотрены беседы, ролевые игры, требующие знаний
о поведении на улице, в транспорте и учреждениях, практические задания,
которые служат для закрепления учебных навыков и знаний, а также
совершенствования и формирования новых умений и навыков, используемые
обучающимися в повседневной жизни. На уроках предмета «Основы
социальной жизни» целесообразно организовывать работу детей в парах или
малых группах с учетом уровня подготовленности. Это позволит каждому
ученику овладеть навыками сотрудничества, коллективного приготовления
пищи, ухода за одеждой, обувью, научиться самостоятельно пользоваться
общественным транспортом и различными учреждениями быта.
Реализация курса должна способствовать достижению личностных
результатов: пониманию своих реальных возможностей, владению навыками
адаптации
к
изменяющимся
жизненным
условиям,
развитию
коммуникативных навыков и навыков сотрудничества, усвоению моральноэтических
норм,
принятых
в
обществе,
развитию
эстетического
и
художественного вкуса детей, формированию установки на безопасный
здоровый образ жизни, интереса к творчеству.
Содержание разделов
№
Название раздела
Количество
часов
Контрольные
работы, тесты
1
Личная гигиена и здоровье
6
1
2
Охрана здоровья
3
1
3
Жилище
11
1
4
Одежда и обувь
12
1
5
Питание
18
6
Транспорт
5
1
7
Средства связи
6
1
8
Предприятия, организации, учреждения
3
9
Семья
3
10
Итоговое занятие
1
1
Итого:
68
7
III.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
− осознание себя как гражданина России;
− способность к осмыслению картины мира, ее временнопространственной организации;
− сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и
сверстниками в разных социальных ситуациях;
− сформированность адекватных представлений о собственных
возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
− овладение трудовыми навыками, используемыми в повседневной
жизни.
Предметные:
Минимальный уровень:
− приготовление несложных видов блюд под руководством
педагогического работника;
− представления
о
санитарно-гигиенических
требованиях
к
процессу приготовления пищи;
− соблюдение
требований
техники
безопасности
при
приготовлении пищи;
− знание отдельных видов одежды и обуви, некоторых правил
ухода за ними; соблюдение усвоенных правил в повседневной жизни;
− знание названий предприятий бытового обслуживания и их
назначения;
− решение
типовых
практических
задач
под
руководством
педагогического работника посредством обращения в предприятия
бытового обслуживания;
− представления о различных видах средств связи;
− знание и соблюдение правил поведения в общественных местах
(магазинах, транспорте, музеях, медицинских учреждениях).
Достаточный уровень:
− составление ежедневного меню из предложенных продуктов
питания;
− самостоятельное приготовление несложных знакомых блюд;
− самостоятельное совершение покупок товаров ежедневного
назначения;
− соблюдение правила поведения в доме и общественных местах;
представления о морально-этических нормах поведения;
− некоторые навыки ведения домашнего хозяйства (уборка дома,
стирка белья, мытье посуды);
−
навыки обращения в различные медицинские учреждения (под
руководством взрослого);
−
пользование различными средствами связи для решения
практических житейских задач.
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
−
0 баллов - нет фиксируемой динамики;
−
1 балл - минимальная динамика;
−
2
балла
-
удовлетворительная
динамика;
3 балла - значительная динамика.
−
Оценка
предметных
индивидуального
и
результатов
фронтального
опроса
осуществляется
обучающихся,
по
итогам
выполнения
самостоятельных работ (по темам уроков), контрольных работ (входных,
текущих, промежуточных и итоговых) и тестовых заданий.
предметных
результатов
учитывается
обучающегося и особенности его развития.
уровень
При оценке
самостоятельности
Критерии оценки предметных результатов
Оценка «5» ставиться если:
− обучающийся полностью излагает изученный материал в объеме
программы по учебному предмету;
− умеет использовать таблицы, схемы;
− понимает и объясняет изученные понятия, термины;
− самостоятельно выстраивает ответ.
Оценка «4» ставиться, если обучающийся воспроизводит учебный
материал, но допускает 1-2 неточности в фактическом вопросе:
− не может самостоятельно привести пример;
− отвечает на наводящие вопросы.
Оценка «3» ставиться, если обучающийся обнаруживает знания и
понимание учебного материала по данному вопросу, но эти знания излагает
не полностью, монологическая речь несвязная, воспроизводит изученный
материал по наводящим вопросам учителя.
Оценка «2» не ставится.