РП_7_ОСЖ

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Нижегородской области
Управление образования, молодёжной политики и спорта администрации
Пильнинского муниципального округа
Муниципальное общеобразовательное учреждение Медянская средняя школа

Приложение 1 к АООП,
утвержденной
приказом директора
от 25.08.2023 г. № 60 о.д.

Рабочая программа общего образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
вариант 1
«Основы социальной жизни»
(для 7 класса)

Москва
2023

ОГЛАВЛЕНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА .................................................................... 2
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ........................................................................ 5
III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ............................................................... 8
IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ .... Error! Bookmark not defined.

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Основы социальной
жизни» составлена на основе Федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (далее ФАООП УО (вариант 1)),
утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г.
№ 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их
особых

образовательных

потребностей,

а

также

индивидуальных

особенностей и возможностей.
Учебный

предмет

«Основы

социальной

жизни»

относится

к

предметной области «Человек и общество» и является обязательной частью
учебного плана. Рабочая программа по учебному предмету «Основы
социальной жизни» В 7 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет
68 часа в год (2 часа в неделю).
ФАООП УО (вариант 1) определяет цель и задачи учебного предмета
«Основы социальной жизни».
Цель обучения – практическая подготовка обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к самостоятельной жизни и
трудовой деятельности в ближайшем и более отдаленном социуме.
Задачи обучения:
− расширение кругозора обучающихся в процессе ознакомления с
различными сторонами повседневной жизни;
− формирование и развитие навыков самообслуживания и трудовых
навыков, связанных с ведением домашнего хозяйства;
− ознакомление с основами экономики ведения домашнего хозяйства и
формирование необходимых умений;
− практическое ознакомление с деятельностью различных учреждений
социальной направленности; формирование умений пользоваться услугами
учреждений и предприятий социальной направленности;

− усвоение морально-этических норм поведения, выработка навыков
общения (в том числе с использованием деловых бумаг);
− развитие навыков здорового образа жизни; положительных качеств и
свойств личности.
Рабочая программа по учебному предмету «Основы социальной
жизни» в 7 классе определяет следующие задачи:
− формирование знаний о представления о разных группах продуктов
питания; отдельных видов продуктов питания, относящихся к различным
группам; понимание их значения для здорового образа жизни человека;
− формирование знаний о санитарно-гигиенических требованиях к
процессу приготовления пищи;
− формирование умений соблюдать требования техники безопасности
при приготовлении пищи;
− формирование знаний о ремонте одежды (пришивание пуговиц,
зашивание шва, наложение заплат и т.д.);
− формирование знаний о способах хранения и переработки продуктов
питания;
− формирование умения составлять ежедневное меню из предложенных
продуктов питания;
− формирование умения самостоятельно готовить несложные знакомые
блюда;
− формирование умения самостоятельно совершать покупки товаров
ежедневного назначения;
− формирование знаний об особенностях соблюдения личной гигиены
подростка;
− формирование умений соблюдение техники безопасности при работе с
чистящими и моющими средствами и электробытовыми приборами;

− формирование умений соблюдать правила поведения в доме и
общественных

местах;

представления

о

морально-этических

нормах

поведения;
− формирование умений использовать навыки ведения домашнего
хозяйства (уборка дома, стирка белья, мытье посуды и т. п.);
− формирование умений самостоятельно пользоваться услугами бытовых
учреждений (прачечная, почта и т.д.).

II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Обучение «Основам социальной жизни» в 7 классе носит продолжение
изучения

теоретических

знаний

и

практических

умений.

«Основы

социальной жизни» тесно связаны с другими учебными предметами, жизнью
и направлены на подготовку обучающихся к самостоятельной жизни и
трудовой деятельности.
Программа обучения в 7 классе осуществляется по принципу
усложнения и увеличения объема сведений. Содержание курса обеспечивает
формирование и развитие у обучающихся необходимых им навыков
самообслуживания,

ведения

домашнего

хозяйства,

ориентировки

в

окружающем мире. На третьем году обучения программа направлена на
формирование

у

социально-бытовой

обучающихся
адаптации,

знаний

и

формирования

умений,

способствующих

правильных

жизненных

установок, применения теоретических знаний на практике и формирование
правильных отношений в семье. В ходе занятий дети учатся самостоятельно
пользоваться услугами учреждений торговли и транспорта. Особое внимание
уделяется темам, направленным на формирование безопасного и здорового
образа жизни, выполнение ежедневных домашних обязанностей, умение
организовывать себя и помогать другим. Большое значение имеют разделы,
направленные на формирование культуры поведения в семьи, организацию
собственной деятельности и социальную адаптацию в обществе.
При реализации программы и проведении занятий, одновременно
решаются

задачи

воспитания

личностных

качеств:

трудолюбия,

аккуратности, терпении, усидчивости; элементов трудовой культуры;
организации труда; экономного и бережного отношения к продуктам,
оборудованию; строгого соблюдения правил безопасной работы и гигиены
труда; творческого отношения к домашнему труду; развития обоняния,
осязания, внимания, наблюдательности, памяти, воображения.
Программой предусмотрены беседы, ролевые игры, требующие знаний
о поведении на улице, в транспорте и учреждениях, практические задания,
которые служат для закрепления учебных навыков и знаний, а также
совершенствования и формирования новых умений и навыков, используемые

обучающимися в повседневной жизни. На уроках предмета «Основы
социальной жизни» целесообразно организовывать работу детей в парах или
малых группах с учетом уровня подготовленности. Это позволит каждому
ученику овладеть навыками сотрудничества, коллективного приготовления
пищи, ухода за одеждой, обувью, научиться самостоятельно пользоваться
общественным транспортом и различными учреждениями быта.
Реализация курса должна способствовать достижению личностных
результатов: пониманию своих реальных возможностей, владению навыками
адаптации

к

изменяющимся

жизненным

условиям,

развитию

коммуникативных навыков и навыков сотрудничества, усвоению моральноэтических

норм,

принятых

в

обществе,

развитию

эстетического

и

художественного вкуса детей, формированию установки на безопасный
здоровый образ жизни, интереса к творчеству.
Содержание разделов
№

Название раздела

Количество
часов

Контрольные
работы, тесты

1

Личная гигиена и здоровье

6

1

2

Охрана здоровья

3

1

3

Жилище

12

1

4

Одежда и обувь

10

5

Питание

17

1

6

Транспорт

4

1

7

Средства связи

4

8

Предприятия, организации, учреждения

4

9

Семья

7

10

Итоговое занятие

1

1

Итого:

68

III.

6

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные:
− сформированность установки на безопасный, здоровый образ
жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
− владение навыками коммуникации и принятыми нормами
социального

взаимодействия,

использование

информационных технологий для коммуникации;

доступных

− овладение трудовыми навыками, используемыми в повседневной
жизни;
− сформированность адекватных представлений о собственных
возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
− развитие этических чувств, проявление доброжелательности,
взаимопомощи.
Предметные:
Минимальный уровень:
− представления о разных группах продуктов питания; знание
отдельных видов продуктов питания, относящихся к различным
группам; понимание их значения для здорового образа жизни человека;
− приготовление несложных видов блюд под руководством
педагогического работника;
− представления

о

санитарно-гигиенических

требованиях

к

процессу приготовления пищи;
− соблюдение

требований

техники

безопасности

при

приготовлении пищи;
− знание названий торговых организаций, их видов и назначения;
− совершение покупок различных товаров под руководством
взрослого;
− знание и соблюдение правил поведения в общественных местах
(магазинах, транспорте, музеях, медицинских учреждениях);
Достаточный уровень:
− знание способов хранения и переработки продуктов питания;
− составление ежедневного меню из предложенных продуктов
питания;
− самостоятельное приготовление несложных знакомых блюд;
− самостоятельное совершение покупок товаров ежедневного
назначения;

− соблюдение правил личной гигиены по уходу за полостью рта,
волосами, кожей рук;
− соблюдение правила поведения в доме и общественных местах;
представления о морально-этических нормах поведения;
− некоторые навыки ведения домашнего хозяйства (уборка дома,
стирка белья, мытье посуды);
− навыки обращения в различные медицинские учреждения (под
руководством взрослого).
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:

Оценка

−

0 баллов - нет фиксируемой динамики;

−

1 балл - минимальная динамика;

−

2 балла - удовлетворительная динамика;

−

3 балла - значительная динамика.

предметных

индивидуального

и

результатов

фронтального

опроса

осуществляется
обучающихся,

по

итогам

выполнения

самостоятельных работ (по темам уроков), контрольных работ (входных,
текущих, промежуточных и итоговых) и тестовых заданий.
предметных

результатов

учитывается

уровень

При оценке

самостоятельности

обучающегося и особенности его развития.
Критерии оценки предметных результатов
Оценка «5» ставиться если:
− обучающийся полностью излагает изученный материал в объеме
программы по учебному предмету;
− умеет использовать таблицы, схемы;
− понимает и объясняет изученные понятия, термины;
− самостоятельно выстраивает ответ.

Оценка «4» ставиться, если обучающийся воспроизводит учебный
материал, но допускает 1-2 неточности в фактическом вопросе:
− не может самостоятельно привести пример;
− отвечает на наводящие вопросы.
Оценка «3» ставиться, если обучающийся обнаруживает знания и
понимание учебного материала по данному вопросу, но эти знания излагает
не полностью, монологическая речь несвязная, воспроизводит изученный
материал по наводящим вопросам учителя.
Оценка «2» не ставится.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».