РП_6_География

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Нижегородской области
Управление образования, молодёжной политики и спорта администрации
Пильнинского муниципального округа
Муниципальное общеобразовательное учреждение Медянская средняя школа

Приложение 1 к АООП,
утвержденной
приказом директора
от 25.08.2023 г. № 60 о.д.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«География»
6 класс
вариант 1
(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)

с. Медяна
2023

I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «География» составлена
на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом
Министерства

просвещения

России

от

24.11.2022

г.

№

1026

(https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных
особенностей и возможностей.
Учебный предмет «География» относится к предметной области
«Естествознание» и является обязательной частью учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному
предмету «География» в 6 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов в год (2 часа в неделю).
ФАООП УО (вариант 1) определяет цель и задачи учебного предмета «География».
Цель обучения - сформировать у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки
разнообразных природных, социально-экономических и экологических
процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в окружающей среде.
Задачи обучения:
− формирование представлений о географии и ее роли в понимании
природных и социально-экономических процессов и их взаимосвязей;

2

− формирование представлений об особенностях природы, жизни,
культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах
России, разных материков и отдельных стран;
− формирование умения выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
− формирование умений и навыков использования географических
знаний в повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в
случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф;
− овладение основами катастрофической грамотности и использование
элементарных практических умений и приемов использования географической карты для получения географической информации;
− формирование умения вести наблюдения за объектами, процессами и
явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий.
Рабочая программа по учебному предмету «География» в 6 классе
определяет следующие задачи:
− формирование у обучающихся представлений о географии как науке;
− обучение ориентированию по Солнцу, признакам погоды, Полярной
звезде;
− формирование представлений об опасных природных явлениях,
− формирование географических представлений о рельефе и водоемах
нашей планеты;
− формирование умения работать с географической картой, графической наглядностью;
− воспитание патриотических чувств, видение красоты природы, бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными
направлениями природоохранительной работы;

3

− формирование умения применять полученные знания в повседневной
жизни.
Планируемые результаты освоения рабочей программы
по учебному предмету «География» в 6 классе
Личностные результаты:
− формирование установки на безопасный здоровый образ жизни;
− формирование умения планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с задачей, поставленной учителем;
− совершенствование умения понимать причины успеха/неуспеха
учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в
ситуациях неуспеха;
− развитие умения фиксировать результаты самостоятельной деятельности (наблюдений, опытов);
− развитие навыков взаимодействия при работе в паре при изготовлении моделей или макета форм рельефа местности;
− формирование эстетических чувств при знакомстве с достопримечательностями крупнейших городов России и родного города;
− формирование уважения и восхищения людьми, совершившими
научные

открытия

− (кругосветные путешествия,

запуск

искусственных

спутников

Земли и людей в
− космос, первые космонавты);
− формирование навыков безопасного поведения в природе (при изучении грозы, молнии, лавин, землетрясений, извержений вулканов и т.п.
явлений природы)

4

Уровни достижения предметных результатов
по учебному предмету «География» в 6 классе
Минимальный уровень:
− определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу
и местным признакам природы с помощью учителя;
− понимать условные знаки карты, показывать с помощью учителя
географические объекты;
− узнавать и называть географические объекты (формы поверхности
земли: равнины, холмы, овраги; водоемы), типичных представителей
животного и растительного мира на макетах, рисунках и фотографиях;
− называть,

описывать

существенные

признаки

географических

объектов и явлений;
− составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины, опорные слова и выражения;
− использовать географические знания в повседневной жизни для
объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории
проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий
и техногенных катастроф;
− знать основные правила безопасного поведения в природе;
Достаточный уровень:
− применять элементарные практические умения и приемы работы с
географической картой для получения географической информации;
− определять направления на карте;
− вести

наблюдения

за

объектами,

процессами

и

явлениями

географической среды;
− сравнивать географические объекты и явления по заданным
критериям;

5

− составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины, опорные слова и выражения;
− определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу
и местным признакам природы;
− выявлять на местности особенности рельефа, водоемов;
− делать схематические зарисовки изучаемых форм земной поверхности;
− читать географическую карту (условные цвета и основные знаки) по
атласам-приложениям к учебнику;
− составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины;
− показывать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их
при помощи учителя на контурной карте.
Система оценки достижения обучающимися
с умственной отсталостью планируемых результатов освоения
рабочей программы по учебному предмету «География» в 6 классе
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
− 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
− 1 балл - минимальная динамика;
− 2 балла - удовлетворительная динамика;
− 3 балла - значительная динамика.
Критерии оценки предметных результатов
Оценка «5» ставится, если обучающийся:
− ориентируется на карте, находит и показывает географические объекты самостоятельно;

6

− понимает смысл вопроса и отвечает на вопросы полными распространенными предложениями;
− соблюдается связность слов в предложении. Приводит примеры,
подтверждающие высказанное суждение;
− классифицирует объекты на группы по существенным признакам;
− дает последовательное описание объекта, раскрывающее его существенные признаки и свойства;
− правильно устанавливает причинно-следственные связи.
Оценка «4» ставится, если обучающийся:
− ориентируется на карте, но имеются неточности при нахождении и
показе объекта;
− дает полные ответы на вопросы, но нарушена связность слов в построении предложении;
− не полно выделяет существенные признаки объекта, нарушена последовательность в описании объекта, явления.
Оценка «3» ставится, если обучающийся:
− испытывает затруднения в правильном показе изученных объектов
на карте;
− дает неточный или неполный ответ на поставленный вопрос,
− материал излагает недостаточно полно и последовательно, нуждается в помощи учителя;
− испытывает трудности при классификации объектов на группы;
− самостоятельно не может обобщить полученные знания и установить причинно-следственные связи.
Оценка «2» - не ставится.

7

II.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Содержание учебного предмета «География» позволяет формировать
у обучающихся широкий спектр видов учебной деятельности, таких, как
умение классифицировать, наблюдать, делать выводы, объяснять, доказывать, давать определения понятиям.
В процессе изучения учебного предмета «География» в 6 классе
обучающиеся научатся ориентироваться на местности, познакомятся с физической картой России, ее географическим положением, границами, формами земной поверхности, водоемами. В данной программе вначале планируется формирование более точных географических представлений о
рельефе и водоемах своей местности (на экскурсиях и уроках с использованием видеофильмов). На этих занятиях, готовя к восприятию следующей
темы, учитель может уточнить, какими цветами будут обозначаться формы
рельефа и водоемы на карте.
Затем планируется изучение одной из самых сложных тем курса географии — «План и карта». При изучении этой темы следует осуществить
постепенный переход от черчения плана стола, класса, к чтению планов
школьного участка и местности, а затем к знакомству с географической
картой.
Такая последовательность изучения тем позволит более логично перейти от знакомства с физической картой России к изучению глобуса и
физической карты полушарий.
В программу 6 класса введены темы: «Явления природы» (дождь,
ветер, ураган, шторм, землетрясение, извержение вулканов), «Краткие сведения о Земле, Солнце и Луне», «Планеты», «Освоение космоса». Это позволит своевременно начать формирование географических знаний в тесной
связи с элементарными физическими и астрономическими, что создаст
наиболее полное представление о планете Земля. Опасные природные яв-

8

ления будут изучаться и в дальнейшем применительно к конкретным географическим территориям.
Изучение географии в 6 классе предполагает проведение экскурсий с
целью формирования более точных географических представлений о формах земной поверхности и водоемах местности, где проживают обучающиеся.
III. Тематическое планирование
№

Название раздела

Количество
часов
5

Контрольные работы

1.

Введение

2.

Ориентирование на местности

5

1

3.

Формы поверхности Земли

4

1

4

Вода на Земле

10

1

5

План и карта

7

1

6.

Земной шар

17

1

7.

Карта России

20

2

Итого

1

68

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».