МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Нижегородской области Управление образования, молодёжной политики и спорта администрации Пильнинского муниципального округа Муниципальное общеобразовательное учреждение Медянская средняя школа Приложение 1 к АООП, утвержденной приказом директора от 25.08.2023 г. № 60 о.д. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «География» 6 класс вариант 1 (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) с. Медяна 2023 I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебному предмету «География» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR). ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей. Учебный предмет «География» относится к предметной области «Естествознание» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «География» в 6 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов в год (2 часа в неделю). ФАООП УО (вариант 1) определяет цель и задачи учебного предмета «География». Цель обучения - сформировать у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в окружающей среде. Задачи обучения: − формирование представлений о географии и ее роли в понимании природных и социально-экономических процессов и их взаимосвязей; 2 − формирование представлений об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России, разных материков и отдельных стран; − формирование умения выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; − формирование умений и навыков использования географических знаний в повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф; − овладение основами катастрофической грамотности и использование элементарных практических умений и приемов использования географической карты для получения географической информации; − формирование умения вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий. Рабочая программа по учебному предмету «География» в 6 классе определяет следующие задачи: − формирование у обучающихся представлений о географии как науке; − обучение ориентированию по Солнцу, признакам погоды, Полярной звезде; − формирование представлений об опасных природных явлениях, − формирование географических представлений о рельефе и водоемах нашей планеты; − формирование умения работать с географической картой, графической наглядностью; − воспитание патриотических чувств, видение красоты природы, бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы; 3 − формирование умения применять полученные знания в повседневной жизни. Планируемые результаты освоения рабочей программы по учебному предмету «География» в 6 классе Личностные результаты: − формирование установки на безопасный здоровый образ жизни; − формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с задачей, поставленной учителем; − совершенствование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; − развитие умения фиксировать результаты самостоятельной деятельности (наблюдений, опытов); − развитие навыков взаимодействия при работе в паре при изготовлении моделей или макета форм рельефа местности; − формирование эстетических чувств при знакомстве с достопримечательностями крупнейших городов России и родного города; − формирование уважения и восхищения людьми, совершившими научные открытия − (кругосветные путешествия, запуск искусственных спутников Земли и людей в − космос, первые космонавты); − формирование навыков безопасного поведения в природе (при изучении грозы, молнии, лавин, землетрясений, извержений вулканов и т.п. явлений природы) 4 Уровни достижения предметных результатов по учебному предмету «География» в 6 классе Минимальный уровень: − определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу и местным признакам природы с помощью учителя; − понимать условные знаки карты, показывать с помощью учителя географические объекты; − узнавать и называть географические объекты (формы поверхности земли: равнины, холмы, овраги; водоемы), типичных представителей животного и растительного мира на макетах, рисунках и фотографиях; − называть, описывать существенные признаки географических объектов и явлений; − составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины, опорные слова и выражения; − использовать географические знания в повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф; − знать основные правила безопасного поведения в природе; Достаточный уровень: − применять элементарные практические умения и приемы работы с географической картой для получения географической информации; − определять направления на карте; − вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды; − сравнивать географические объекты и явления по заданным критериям; 5 − составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины, опорные слова и выражения; − определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу и местным признакам природы; − выявлять на местности особенности рельефа, водоемов; − делать схематические зарисовки изучаемых форм земной поверхности; − читать географическую карту (условные цвета и основные знаки) по атласам-приложениям к учебнику; − составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины; − показывать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их при помощи учителя на контурной карте. Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью планируемых результатов освоения рабочей программы по учебному предмету «География» в 6 классе Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах: − 0 баллов - нет фиксируемой динамики; − 1 балл - минимальная динамика; − 2 балла - удовлетворительная динамика; − 3 балла - значительная динамика. Критерии оценки предметных результатов Оценка «5» ставится, если обучающийся: − ориентируется на карте, находит и показывает географические объекты самостоятельно; 6 − понимает смысл вопроса и отвечает на вопросы полными распространенными предложениями; − соблюдается связность слов в предложении. Приводит примеры, подтверждающие высказанное суждение; − классифицирует объекты на группы по существенным признакам; − дает последовательное описание объекта, раскрывающее его существенные признаки и свойства; − правильно устанавливает причинно-следственные связи. Оценка «4» ставится, если обучающийся: − ориентируется на карте, но имеются неточности при нахождении и показе объекта; − дает полные ответы на вопросы, но нарушена связность слов в построении предложении; − не полно выделяет существенные признаки объекта, нарушена последовательность в описании объекта, явления. Оценка «3» ставится, если обучающийся: − испытывает затруднения в правильном показе изученных объектов на карте; − дает неточный или неполный ответ на поставленный вопрос, − материал излагает недостаточно полно и последовательно, нуждается в помощи учителя; − испытывает трудности при классификации объектов на группы; − самостоятельно не может обобщить полученные знания и установить причинно-следственные связи. Оценка «2» - не ставится. 7 II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ Содержание учебного предмета «География» позволяет формировать у обучающихся широкий спектр видов учебной деятельности, таких, как умение классифицировать, наблюдать, делать выводы, объяснять, доказывать, давать определения понятиям. В процессе изучения учебного предмета «География» в 6 классе обучающиеся научатся ориентироваться на местности, познакомятся с физической картой России, ее географическим положением, границами, формами земной поверхности, водоемами. В данной программе вначале планируется формирование более точных географических представлений о рельефе и водоемах своей местности (на экскурсиях и уроках с использованием видеофильмов). На этих занятиях, готовя к восприятию следующей темы, учитель может уточнить, какими цветами будут обозначаться формы рельефа и водоемы на карте. Затем планируется изучение одной из самых сложных тем курса географии — «План и карта». При изучении этой темы следует осуществить постепенный переход от черчения плана стола, класса, к чтению планов школьного участка и местности, а затем к знакомству с географической картой. Такая последовательность изучения тем позволит более логично перейти от знакомства с физической картой России к изучению глобуса и физической карты полушарий. В программу 6 класса введены темы: «Явления природы» (дождь, ветер, ураган, шторм, землетрясение, извержение вулканов), «Краткие сведения о Земле, Солнце и Луне», «Планеты», «Освоение космоса». Это позволит своевременно начать формирование географических знаний в тесной связи с элементарными физическими и астрономическими, что создаст наиболее полное представление о планете Земля. Опасные природные яв- 8 ления будут изучаться и в дальнейшем применительно к конкретным географическим территориям. Изучение географии в 6 классе предполагает проведение экскурсий с целью формирования более точных географических представлений о формах земной поверхности и водоемах местности, где проживают обучающиеся. III. Тематическое планирование № Название раздела Количество часов 5 Контрольные работы 1. Введение 2. Ориентирование на местности 5 1 3. Формы поверхности Земли 4 1 4 Вода на Земле 10 1 5 План и карта 7 1 6. Земной шар 17 1 7. Карта России 20 2 Итого 1 68 9