МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Нижегородской области
Управление образования, молодёжной политики и спорта администрации
Пильнинского муниципального округа
Муниципальное общеобразовательное учреждение Медянская средняя
школа
Приложение 1 к АООП,
утвержденной
приказом директора
от 25.08.2023 г. № 60 о.д.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Профильный труд» («Швейное дело»)5 класс
вариант 1
(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)
2023
СОДЕРЖАНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ................................................................. 3
II.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ................................................................... 12
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ .................................................. 14
2
I.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд»
(«Швейное дело») составлена на основе Федеральной адаптированной
основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ФАООП УО
вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от
24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом
реализации
их
особых
образовательных
потребностей,
а
также
индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Профильный труд» («Швейное дело») относится к
предметной области «Технология» и является обязательной частью
учебного плана. Рабочая программа по учебному предмету «Профильный
труд» в 5 классе в соответствии с учебным планом рассчитана на 34 учебные
недели и составляет 206 часов в год (6 часов в неделю).
Федеральная
адаптированная
основная
общеобразовательная
программа определяет цель и задачи учебного предмета «Профильный
труд».
Цель обучения – всестороннее развитие личности обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям) среднего
возраста в процессе формирования их трудовой культуры.
Задачи обучения:
− развитие социально ценных качеств личности (потребности в труде,
трудолюбия, уважения к людям труда, общественной активности);
−
обучение
обязательному
общественно
полезному,
производительному труду; подготовка обучающихся к выполнению
необходимых и доступных видов труда дома, в семье и по месту жительства;
3
− расширение знаний о материальной культуре как
продукте
творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
− расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурноисторических традициях в мире вещей;
− расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях
использования;
− ознакомление с ролью человека-труженика и его местом на
современном производстве;
− ознакомление с массовыми рабочими профессиями, формирование
устойчивых интересов к определенным видам труда, побуждение к
сознательному выбору профессии и получение первоначальной профильной
трудовой подготовки;
формирование
−
производственного
представлений
процесса,
о
производстве,
деятельности
структуре
производственного
предприятия, содержании и условиях труда по массовым профессиям, с
которыми связаны профили трудового обучения в образовательной
организации;
− ознакомление с условиями и содержанием обучения по различным
профилям и испытание своих сил в процессе практических работ по одному
из выбранных профилей в условиях школьных учебно-производственных
мастерских в соответствии с физическими возможностями и состоянием
здоровья обучающихся;
−
формирование
трудовых
навыков
и
умений,
технических,
технологических, конструкторских и первоначальных экономических
знаний,
необходимых
для
участия
в
общественно
полезном,
производительном труде;
− формирование знаний о научной организации труда и рабочего
места, планировании трудовой деятельности;
4
− совершенствование практических умений и навыков использования
различных материалов в предметно-преобразующей деятельности;
− коррекция и развитие познавательных психических процессов
(восприятия, памяти, воображения, мышления, речи);
− коррекция и развитие умственной деятельности (анализ, синтез,
сравнение, классификация, обобщение);
− коррекция и развитие сенсомоторных процессов в процессе
формирование практических умений;
−
развитие
регулятивной
функции
деятельности
(включающей
целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов
деятельности в соответствии с поставленной целью);
− формирование информационной грамотности, умения работать с
различными источниками информации;
− формирование коммуникативной культуры, развитие активности,
целенаправленности, инициативности.
Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд»
(«Швейное дело») в 5 классе определяет следующие задачи:
− формирование знаний о санитарно - гигиенических требованиях к
рабочим местам; оборудовании рабочих мест и правил работы за ними;
− формирование умений выполнять прямые, косые, крестообразные,
петлеобразные, петельные, стебельчатые, тамбурные стежки;
−
формирование
умений
составить
коллекцию
тканей
-
гладкокрашеных, с печатным рисунком, с блестящей поверхностью, с
ворсовой поверхностью, определять лицевую и изнаночную стороны
тканей, долевое и поперечное направление нитей в ткани;
− формирование умений пришивать плоские пуговицы и пуговиц на
стойке, определять места оторванной пуговицы, стачивать распоровшийся
шов;
5
− формирование умения производить влажно-тепловую обработку
хлопчатобумажных тканей;
− формирование умения работать на швейной машине;
− формирование
умений
выполнять
машинные
швы:
стачные
взаутюжку и вразутюжку, двойной шов, шов вподгибку с закрытым срезом.
− формирование умений строить чертеж салфетки и подготавливать
ткани к раскрою, раскладывать выкройку на ткани и раскраивать детали.
Планируемые результаты
освоения содержания рабочей программы
по учебному предмету «Профильный труд»
(«Швейное дело») в 5 классе
Личностные результаты:
− сформированность
начальных
представлений
о
собственных
возможностях;
− овладение начальными трудовыми навыками, используемыми в
повседневной жизни;
− владение начальными навыками коммуникации и принятыми
нормами социального взаимодействия;
− сформированность начальных навыков сотрудничества с взрослыми
и сверстниками на уроках профильного труда;
− воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
− сформированность установки
на
бережное
отношение
к
материальным ценностям.
Уровни достижения предметных результатов
по учебному предмету «Профильный труд» («Швейное дело»)
на конец 5 класса
Минимальный уровень:
− знать правила техники безопасности;
6
− понимать значимость организации школьного рабочего места,
обеспечивающего внутреннюю дисциплину;
− знать названия некоторых материалов изделий, которые из них
изготавливаются и применяются в быту;
− иметь
представления
об
основных
свойствах
используемых
материалов;
− знать правила хранения материалов и санитарно-гигиенических
требований при работе с производственными материалами;
− уметь отобрать (с помощью учителя) материалы и инструменты,
необходимые для работы;
− иметь представления о принципах действия, общем устройстве
швейной машины и ее основных частей;
− владеть
базовыми умениями, лежащими
в основе наиболее
распространенных производственных технологических процессов (шитье);
− читать (с помощью учителя) технологическую карту, используемую в
процессе изготовления изделия;
− заботливо и бережно относиться к общественному достоянию;
− уметь выразить отношение к результатам собственной и чужой
творческой деятельности («нравится» / «не нравится»);
− выполнять прямые, косые стежки;
− пришивать плоские пуговицы;
− производить влажно-тепловую обработку хлопчатобумажных тканей;
− выполнять машинные швы: стачные взаутюжку и вразутюжку,
двойной шов, шов вподгибку с закрытым срезом;
− уметь подготавливать ткани к раскрою, раскладывать выкройку
на ткани и раскраивать детали;
− соблюдать в процессе выполнения трудовых заданий порядок и
аккуратность.
7
Достаточный уровень:
− знать правила техники безопасности и соблюдать их;
− понимать значимость организации школьного рабочего места,
обеспечивающего
внутреннюю
дисциплину
и
чёткое
умение
организовывать своё рабочее место;
− производить самостоятельный отбор материала и инструментов,
необходимых для работы;
− определять возможности различных материалов, осуществлять их
целенаправленный выбор (с помощью учителя) в соответствии с
физическими,
декоративно-художественными
и
конструктивными
свойствами в зависимости от задач предметно-практической деятельности;
− экономно расходовать материалы;
− планировать предстоящую практическую работу;
− знать оптимальные и доступные технологические приемы ручной и
машинной обработки швейных материалов в зависимости от свойств
материалов и поставленных целей;
− осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических
действий и корректировку хода практической работы;
− соблюдать правила подготовки швейной машины к работе;
− знать основные механизмы швейных машин с электроприводом;
− знать приемы выполнения ручных и машинных работ;
− уметь определять хлопчатобумажные ткани, знать их свойства;
− выполнять
прямые,
косые,
крестообразные,
петлеобразные,
петельные, стебельчатые, тамбурные стежки;
− пришивать плоские пуговицы и пуговиц на стойке, определять места
оторванной пуговице, стачивать распоровшийся шов;
− производить влажно-тепловую обработку хлопчатобумажных тканей;
− выполнять машинные швы: стачные взаутюжку и вразутюжку,
двойной шов, шов вподгибку с закрытым срезом;
8
− уметь строить чертеж салфетки и подготавливать ткани к раскрою,
раскладывать выкройку на ткани и раскраивать детали;
− понимать общественную значимость своего труда, своих достижений
в области трудовой деятельности.
Оценка
предметных
результатов
осуществляется
по
итогам
индивидуального и фронтального опроса обучающихся, выполнения
самостоятельных работ (по темам уроков), контрольных работ (входных,
текущих, промежуточных и итоговых) и тестовых заданий. При оценке
предметных
результатов
учитывается
уровень
самостоятельности
обучающегося и особенности его развития.
Система оценки достижения обучающимися
с умственной отсталостью планируемых результатов освоения
образовательной программы по учебному предмету
«Профильный труд» («Швейное дело») в 5 классе
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
− 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
− 1 балл - минимальная динамика;
− 2 балла - удовлетворительная динамика;
− 3 балла - значительная динамика.
Критерии оценки предметных результатов
Устный ответ
Оценка «5» ставится, если обучающийся:
− полностью излагает изученный материал в объеме программы по
швейному делу;
− умеет использовать таблицы, схемы;
− понимает и объясняет терминологию предмета;
9
− самостоятельно выстраивает ответ
Оценка «4» ставится, если обучающийся:
− воспроизводит учебный материал, но допускает 1-2 неточности в
фактическом вопросе:
− не может самостоятельно привести пример;
− отвечает на наводящие вопрос.
Оценка «3» ставится, если обучающийся:
− обнаруживает знания и понимание учебного материала по данному
вопросу, но эти знания излагает не полностью,
− демонстрирует несвязную монологическую речь;
− воспроизводит изученный материал по наводящим вопросам учителя.
Оценка «2» не ставится
Критерии оценки предметных результатов. Практическая работа
Оценка «5» ставится, если обучающийся:
− умеет ориентироваться в технологической карте, последовательно и
аккуратно выполняет операции на швейной машине;
− умеет
рассказать
о
последовательности
выполнения
данного
практического задания;
− умеет сравнивать свою работу с образцом-эталоном;
− соблюдает правила техники безопасности
Оценка «4» ставится, если обучающийся:
− последовательно
выполняет
практическую
работу,
соблюдает
правила техники безопасности, но допускает 1–2 неточности:
− неаккуратно выполняет машинную строчку;
− незначительно нарушает пооперационную последовательность
10
Оценка «3» ставится, если обучающийся:
− последовательно выполняет практическую работу, но допускает 3–4
ошибки при выполнении, неточности при обработке:
− грубо нарушает пооперационную последовательность;
− нарушает правила техника безопасности;
− не умеет пользоваться технологической картой
Оценка «2» не ставится.
11
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
II.
Обучение профильному труду в 5 классе носит практическую
направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью,
готовит обучающихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями
и
навыками.
Распределение
учебного
материала
осуществляется
концентрически, что позволяет обеспечить постепенный переход от
исключительно практического изучения профильного труда к практикотеоретическому изучению, с учётом значимости усваиваемых знаний и
умений формирования жизненных компетенций.
Программа по профильному труду включает теоретические и
практические занятия. При составлении программы учтены принципы
повторяемости пройденного материала и постепенного ввода нового.
Обучающиеся
выполняют
установочные
и
тренировочные
упражнения, а также учебно-производственные и рабочие упражнения,
которые
представлены
в
виде
определенных
заданий.
Учебно-
производственные упражнения являются совокупностью взаимосвязанных
трудовых операций, при завершении которых получается конечный
результат в виде изделия, имеющего общественно полезное значение. Эти
упражнения, называемые обычно практическими работами, обязательно
включают элементы нового (новая конструкция изделия, новая технология,
новые материалы и т.д.).
В трудовом обучении широко применяется инструктаж, который
представляет собой не столько отдельный метод, сколько совокупность
методов, словесных и наглядных, сочетание объяснения, наглядного показа
способов действия, демонстрации таблиц, схем и т. д.
Преподавание профильного труда базируется на знаниях, получаемых
обучающимися на уроках математики, естествознания, истории и других
предметов. Данная программа предусматривает обязательное обсуждение
12
характеристик изделия, продумывание плана предстоящей работы, оценку
сделанного. Большое внимание уделяется технике безопасности.
Содержание разделов
№
Название раздела
Кол-
Контрольные
во
работы,
часов
тесты
1. Швейная машина с электрическим приводом
16
1
2. Волокна и ткани
14
1
3. Работа с тканью. Изготовление полотенца
10
4. Ремонт одежды
10
5. Построение чертежа салфетки
12
6. Работа с тканью. Изготовление салфетки
22
7. Работа с бумагой
16
8. Машинные швы. Стачной шов
4
9. Работа с тканью. Изготовление мешочка для
24
1
1
1
хранения работ
10. Машинные швы. Двойной шов
4
11. Работа с тканью. Изготовление наволочки
22
12. Машинные швы. Накладной шов
6
13. Работа с тканью. Изготовление сумки
20
14. Практическое повторение
26
1
206
7
Итого:
1
13