РП_5_Природоведение

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Нижегородской области
Управление образования, молодёжной политики и спорта администрации
Пильнинского муниципального округа
Муниципальное общеобразовательное учреждение Медянская средняя школа

Приложение 1 к АООП,
утвержденной
приказом директора
от 25.08.2023 г. № 60 о.д.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Природоведение»
5 класс
вариант 1
(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)

с. Медяна
2023

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение»
составлена

на

основе

Федеральной

адаптированной

основной

общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1),
утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г.
№ 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом
реализации

их

особых

образовательных

потребностей,

а

также

индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Природоведение» относится к предметной
области «Естествознание»» и является обязательной частью учебного
плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному
предмету «Природоведение» в 5 классе рассчитана на 34 учебные недели и
составляет 68 часов в год (2 часа в неделю).
Федеральная

адаптированная

основная

общеобразовательная

программа определяет цель и задачи учебного предмета «Природоведение».
Цель обучения - расширить кругозор и подготовить обучающихся к
усвоению систематических биологических и географических знаний.
Задачи обучения:
− формирование элементарных научных знаний о живой и неживой
природе;
− демонстрация тесной взаимосвязи между неживой и живой природой;
− формирование специальных и общеучебных умений и навыков;
− воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство
с основными направлениями природоохранительной работы;

2

− воспитание социально значимых качеств личности.
Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» в 5
классе определяет следующие задачи:
− формирование умения узнавать и называть изученные объекты в
натуральном виде в естественных условиях;
− формирование представлений о взаимосвязях между изученными
объектами, их месте в окружающем мире;
− формирование умений относить изученные объекты к определенным
группам с учетом различных оснований для классификации;
− формирование умения находить сходные по определенным признакам
объекты из тех, которые были изучены на уроках;
− формирование умения выделять существенные признаки групп
объектов;
− знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и
обществе, правил здорового образа жизни;
− умение обсуждать изученное, рассказать о предмете изучения;
Планируемые результаты освоения рабочей программы
по учебному предмету «Природоведение» в 5 классе
Личностные результаты:
− интерес к предметам и явлениям живой и неживой природы, к своей
стране, ее природным богатствам;
− овладение социально- бытовыми навыками, используемыми в
повседневной жизни, умения соблюдать правила личной гигиены, режима
дня;
− владение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке

3

− развитие

этических

чувств,

проявление

доброжелательности,

эмоционально-нравственной отзывчивости, необходимости охраны живой и
неживой природы;
− установка на безопасный здоровый образ жизни, бережному
отношению к природе и другим материальным ценностям.
Уровни достижения предметных результатов
по учебному предмету «Природоведение» в 5 классе
Минимальный уровень:
− узнавание и называние изученных объектов (формы поверхности,
водоемы, небесные тела, основные достопримечательности нашей страны)
на иллюстрациях, фотографиях;
− представления о назначении изученных объектов, их роли в
окружающем мире;
− отнесение изученных объектов к определенным группам (нефть –
горючее полезное ископаемое);
− называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой
группе (полезные ископаемые);
− соблюдение правил гигиены и здорового образа жизни, понимание их
значения в жизни человека;
−

соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе

и обществе (под контролем взрослого);
− выполнение несложных заданий под контролем учителя;
− адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного
отношения, понимание оценки педагога.
Достаточный уровень:
− узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в
естественных условиях;

4

− знание способов получения необходимой информации об изучаемых
объектах по заданию учителя;
− представления о взаимосвязях между изученными объектами, их
месте в окружающем мире;
− отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом
различных оснований для классификации (золото – полезное ископаемые,
металлы, цветные металлы, драгоценные (благородные) металлы);
− называние сходных по определенным признакам объектов из тех,
которые были изучены на уроках, известны из других источников;
объяснение своего решения;
− выделение существенных признаков групп объектов;
− знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и
обществе, правил здорового образа жизни;
− участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания
рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;
− выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии
предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и
работы одноклассников, проявление к ней ценностного отношения,
понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;
− совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм
в отношении изученных объектов и явлений;
− выполнение доступных возрасту природоохранительных действий;
− осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными
растениями.
Оценка

предметных

результатов

осуществляется

по

итогам

индивидуального и фронтального опроса обучающихся, выполнения
самостоятельных работ (по темам уроков), контрольных работ (входных,
текущих, промежуточных, итоговых) и тестовых заданий. При оценке
предметных результатов учитывается уровень самостоятельности

5

обучающегося и особенности его развития.
Система оценки достижения обучающимися
с умственной отсталостью планируемых результатов освоения
рабочей программы по учебному предмету
«Природоведение» в 5 классе
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
− 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
− 1 балл - минимальная динамика;
− 2 балла - удовлетворительная динамика;
− 3 балла - значительная динамика.
Критерии оценки предметных результатов
Устный ответ:
Оценка «5» ставится за:
− полный ответ, правильно отражающий основной материал курса:
− правильно

раскрытое

содержание

понятий,

закономерностей,

биологических взаимосвязей и конкретизация их примерами;
− правильное

использование

рисунков,

гербариев,

натуральных

объектов и других источников знаний,
− самостоятельный ответ,

с

опорой

на

ранее

приобретенные знания;
− соблюдение культуры устой и письменной речи, правил оформления
письменных работ;
Оценка «4» ставится обучающемуся, если:
− знание всего учебного программного материала;

6

− умений выделять главные положения в изученном материале, на
основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать
внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике;
− незначительные (негрубые) ошибки и недочеты при воспроизведении
изученного материала, соблюдение основных правил культуры письменной
и устной речи, правил оформления письменных работ;
Оценка «3» ставится обучающемуся за следующее:
− знание и усвоение учебного материала на уровне минимальных
требований

программы,

затруднение

при

самостоятельном

воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя;
− умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах
на видоизмененные вопросы;
− наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении
изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил
культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных
работ.
Оценка «2» - не ставится

7

II.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Программа по учебному предмету «Природоведение» в 5 классе
состоит из трёх разделов: «Вселенная», «Наш дом – Земля», «Есть на Земле
страна Россия».
При изучении раздела «Вселенная» обучающиеся знакомятся с
Солнечной системой: звездами и планетами, историей исследования
космоса и современными достижениями в этой области, узнают о значении
Солнца для жизни на Земле и его влиянии на сезонные изменения в природе.
В разделе «Наш дом – Земля» обучающиеся знакомятся с оболочками
Земли - атмосфера, литосфера и гидросфера. Изучают основные свойства
воздуха, воды, полезных ископаемых и почвы, меры, принимаемые
человеком для их охраны. Этот раздел программы предусматривает также
знакомство с формами поверхности Земли и видами водоемов.
Раздел «Есть на Земле страна Россия» завершает изучение неживой
природы в 5 классе и готовит обучающихся к усвоению курса географии.
Обучающиеся знакомятся с наиболее значимыми географическими
объектами, расположенными на территории нашей страны (например,
Черное и Балтийское моря, Уральские и Кавказские горы, реки Волга,
Енисей). Изучение этого материала имеет ознакомительный характер и не
требует от обучающихся географической характеристики этих объектов и
их нахождения на географической карте.
Основными
природоведения

организационными
являются:

формами

фронтальная,

работы

групповая,

на

уроке

коллективная,

индивидуальная работа.
При

проведении

уроков

природоведения

предполагается

использование следующих методов:
− объяснительно-иллюстративный метод, метод при котором учитель
объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти (рассказ

8

с

включением

в

него

элементов

беседы

или

объяснения,

сопровождающегося демонстрацией опытов);
− репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации)
− метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ пути ее
решения)
− частично – поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к
решению проблемы);
− исследовательский метод (учитель направляет, дети самостоятельно
исследуют

при

проведении

лабораторных

и

практических

работ,

предусмотренных программой; исследовании свойств тел неживой природы
при проведении опытов);
− проведение природоведческих экскурсий (вводных, текущих и
обобщающих), направленных на усвоение изученного материала;
− проведение словарной работы, направленной на обогащение словаря,
усвоение новых, ранее незнакомых слов; закрепление и уточнение значений
слов; активизация словаря);
− работа с учебником (первичное, выборочное и объяснительное
чтение, работа со словарем; ответы на вопросы и выполнение заданий,
направленных на формирование умений анализировать прочитанное,
устанавливать

причинно-следственные

связи,

сравнивать,

выделять

главное);
− выполнение заданий в рабочих тетрадях или на карточках, используя
слова для справок;
− заполнение схем, подпись рисунков, зарисовка изучаемых объектов;
− дидактические игры (классификация, разрезные картинки).

9

III. Тематическое планирование
№
п.п.
1.

Название раздела

Контрольные
работы

Введение

Количество
часов
2

2.

Вселенная

6

1

3.

Наш дом-Земля:

3.1

Воздух

8

1

3.2

Полезные ископаемые

14

1

3.3

Вода

16

1

3.4

Поверхность суши. Почва

6

1

4.

Есть на земле страна Россия

14

1

5.

Повторение по курсу «Неживая природа»

2

1

68

7

Итого:

10

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».