МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Нижегородской области Управление образования, молодёжной политики и спорта администрации Пильнинского муниципального округа Муниципальное общеобразовательное учреждение Медянская средняя школа Приложение 1 к АООП, утвержденной приказом директора от 25.08.2023 г. № 60 о.д. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Природоведение» 5 класс вариант 1 (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) с. Медяна 2023 I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR). ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей. Учебный предмет «Природоведение» относится к предметной области «Естествознание»» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» в 5 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов в год (2 часа в неделю). Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Природоведение». Цель обучения - расширить кругозор и подготовить обучающихся к усвоению систематических биологических и географических знаний. Задачи обучения: − формирование элементарных научных знаний о живой и неживой природе; − демонстрация тесной взаимосвязи между неживой и живой природой; − формирование специальных и общеучебных умений и навыков; − воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы; 2 − воспитание социально значимых качеств личности. Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» в 5 классе определяет следующие задачи: − формирование умения узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях; − формирование представлений о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире; − формирование умений относить изученные объекты к определенным группам с учетом различных оснований для классификации; − формирование умения находить сходные по определенным признакам объекты из тех, которые были изучены на уроках; − формирование умения выделять существенные признаки групп объектов; − знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил здорового образа жизни; − умение обсуждать изученное, рассказать о предмете изучения; Планируемые результаты освоения рабочей программы по учебному предмету «Природоведение» в 5 классе Личностные результаты: − интерес к предметам и явлениям живой и неживой природы, к своей стране, ее природным богатствам; − овладение социально- бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни, умения соблюдать правила личной гигиены, режима дня; − владение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке 3 − развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, необходимости охраны живой и неживой природы; − установка на безопасный здоровый образ жизни, бережному отношению к природе и другим материальным ценностям. Уровни достижения предметных результатов по учебному предмету «Природоведение» в 5 классе Минимальный уровень: − узнавание и называние изученных объектов (формы поверхности, водоемы, небесные тела, основные достопримечательности нашей страны) на иллюстрациях, фотографиях; − представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире; − отнесение изученных объектов к определенным группам (нефть – горючее полезное ископаемое); − называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (полезные ископаемые); − соблюдение правил гигиены и здорового образа жизни, понимание их значения в жизни человека; − соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого); − выполнение несложных заданий под контролем учителя; − адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание оценки педагога. Достаточный уровень: − узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях; 4 − знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию учителя; − представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире; − отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (золото – полезное ископаемые, металлы, цветные металлы, драгоценные (благородные) металлы); − называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения; − выделение существенных признаков групп объектов; − знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил здорового образа жизни; − участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте; − выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы; − совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений; − выполнение доступных возрасту природоохранительных действий; − осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными растениями. Оценка предметных результатов осуществляется по итогам индивидуального и фронтального опроса обучающихся, выполнения самостоятельных работ (по темам уроков), контрольных работ (входных, текущих, промежуточных, итоговых) и тестовых заданий. При оценке предметных результатов учитывается уровень самостоятельности 5 обучающегося и особенности его развития. Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью планируемых результатов освоения рабочей программы по учебному предмету «Природоведение» в 5 классе Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах: − 0 баллов - нет фиксируемой динамики; − 1 балл - минимальная динамика; − 2 балла - удовлетворительная динамика; − 3 балла - значительная динамика. Критерии оценки предметных результатов Устный ответ: Оценка «5» ставится за: − полный ответ, правильно отражающий основной материал курса: − правильно раскрытое содержание понятий, закономерностей, биологических взаимосвязей и конкретизация их примерами; − правильное использование рисунков, гербариев, натуральных объектов и других источников знаний, − самостоятельный ответ, с опорой на ранее приобретенные знания; − соблюдение культуры устой и письменной речи, правил оформления письменных работ; Оценка «4» ставится обучающемуся, если: − знание всего учебного программного материала; 6 − умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике; − незначительные (негрубые) ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ; Оценка «3» ставится обучающемуся за следующее: − знание и усвоение учебного материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя; − умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизмененные вопросы; − наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ. Оценка «2» - не ставится 7 II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ Программа по учебному предмету «Природоведение» в 5 классе состоит из трёх разделов: «Вселенная», «Наш дом – Земля», «Есть на Земле страна Россия». При изучении раздела «Вселенная» обучающиеся знакомятся с Солнечной системой: звездами и планетами, историей исследования космоса и современными достижениями в этой области, узнают о значении Солнца для жизни на Земле и его влиянии на сезонные изменения в природе. В разделе «Наш дом – Земля» обучающиеся знакомятся с оболочками Земли - атмосфера, литосфера и гидросфера. Изучают основные свойства воздуха, воды, полезных ископаемых и почвы, меры, принимаемые человеком для их охраны. Этот раздел программы предусматривает также знакомство с формами поверхности Земли и видами водоемов. Раздел «Есть на Земле страна Россия» завершает изучение неживой природы в 5 классе и готовит обучающихся к усвоению курса географии. Обучающиеся знакомятся с наиболее значимыми географическими объектами, расположенными на территории нашей страны (например, Черное и Балтийское моря, Уральские и Кавказские горы, реки Волга, Енисей). Изучение этого материала имеет ознакомительный характер и не требует от обучающихся географической характеристики этих объектов и их нахождения на географической карте. Основными природоведения организационными являются: формами фронтальная, работы групповая, на уроке коллективная, индивидуальная работа. При проведении уроков природоведения предполагается использование следующих методов: − объяснительно-иллюстративный метод, метод при котором учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти (рассказ 8 с включением в него элементов беседы или объяснения, сопровождающегося демонстрацией опытов); − репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации) − метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ пути ее решения) − частично – поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению проблемы); − исследовательский метод (учитель направляет, дети самостоятельно исследуют при проведении лабораторных и практических работ, предусмотренных программой; исследовании свойств тел неживой природы при проведении опытов); − проведение природоведческих экскурсий (вводных, текущих и обобщающих), направленных на усвоение изученного материала; − проведение словарной работы, направленной на обогащение словаря, усвоение новых, ранее незнакомых слов; закрепление и уточнение значений слов; активизация словаря); − работа с учебником (первичное, выборочное и объяснительное чтение, работа со словарем; ответы на вопросы и выполнение заданий, направленных на формирование умений анализировать прочитанное, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, выделять главное); − выполнение заданий в рабочих тетрадях или на карточках, используя слова для справок; − заполнение схем, подпись рисунков, зарисовка изучаемых объектов; − дидактические игры (классификация, разрезные картинки). 9 III. Тематическое планирование № п.п. 1. Название раздела Контрольные работы Введение Количество часов 2 2. Вселенная 6 1 3. Наш дом-Земля: 3.1 Воздух 8 1 3.2 Полезные ископаемые 14 1 3.3 Вода 16 1 3.4 Поверхность суши. Почва 6 1 4. Есть на земле страна Россия 14 1 5. Повторение по курсу «Неживая природа» 2 1 68 7 Итого: 10 11