МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Нижегородской области Управление образования, молодёжной политики и спорта администрации Пильнинского муниципального округа Муниципальное общеобразовательное учреждение Медянская средняя школа Приложение 1 к АООП, утвержденной приказом директора от 25.08.2023 г. № 60 о.д. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Чтение» 9 класс вариант 1 (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) Медяна 2023 СОДЕРЖАНИЕ I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА .................................................................. 3 II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ................................................................. 10 III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ................................................ 12 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА I. Рабочая программа по учебному предмету «Чтение (Литературное чтение)» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утверждена приказом Министерства просвещения России от 24.11.2002 г № 1026 (https://clckru/33NMkR). ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей. Учебный предмет «Чтение (Литературное чтение)» относится к предметной области «Язык и речевая практика» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» в 9 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 136 часов в год (4 часа в неделю). Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Чтение (Литературное чтение)». Цель обучения – развитие коммуникативно – речевых навыков и коррекция недостатков мыслительной деятельности. Задачи: − совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания художественного и научно – познавательного текстов; − развитие навыков речевого общения на материале доступных для понимания художественных и научно – познавательных текстов; − развитие положительных качеств и свойств личности 3 Рабочая программа по учебному предмету «Чтение (Литературное чтение)» в 9 классе определяет следующие задачи. − совершенствование умения отвечать на вопросы учителя своими словами и словами автора; − совершенствование умения определять основную мысль и тему художественного произведения; − развитие умения делить на части текст, формулировать заголовок пунктов плана; − развитие умения определять собственное отношения к поступкам героев; − совершенствование умения пересказывать текст по коллективно составленному плану; − совершенствование умения находить в тексте непонятные слова и выражения, объяснять их значение и смысл с опорой на контекст; − формирование умения выбирать интересующую литературу, самостоятельно читать художественную литературу; − совершенствование умения заучивать наизусть стихотворения и прозаические отрывки. Планируемые результаты освоения рабочей программы по учебному предмету «Чтение» в 9 классе Личностные результаты: − сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; − владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными коммуникативными компетенциями, использование доступных информационных технологий для коммуникации; − воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; 4 − развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей; − сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; − сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; − способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; − проявление готовности к самостоятельной жизни. Уровни достижения предметных результатов по учебному предмету «Чтение» в 9 классе Минимальный уровень: − уметь правильно и осознанно читать в темпе, приближенном к темпу устной речи, доступные по содержанию тексты (после предварительной подготовки); − уметь определять тему произведения (под руководством учителя); − отвечать на вопросы учителя по фактическому содержанию произведения своими словами; − участвовать в коллективном составлении словесно – логического плана прочитанного и разобранного под руководством учителя текста; − уметь пересказывать текст по частям на основе коллективно составленного плана (с помощью учителя); − уметь выбирать заголовки к пунктам плана из нескольких предложенных; − уметь устанавливать последовательность событий в произведении; − уметь определять главных героев текста; 5 − уметь составлять элементарную характеристику героя на основе предложенного плана и по вопросам учителя; − знать стихотворения наизусть (7-9); − уметь самостоятельно читать небольшие по объёму и несложные по содержанию произведения для внеклассного чтения, выполнять посильные задания. Достаточный уровень: − уметь правильно, бегло и осознанно читать вслух, с соблюдением некоторых усвоенных норм орфоэпии; − уметь отвечать на вопросы учителя своими словами и словами автора (выборочное чтение); − уметь определять тему художественного произведения; − уметь определять основную мысль произведения (с помощью учителя); − уметь самостоятельно делить на части несложный по структуре и содержанию текст; − уметь формулировать заголовок пунктов плана (с помощью учителя); − уметь различать главных и второстепенных героев произведения с элементарным обоснованием; − уметь определять собственное отношение к поступкам героев (героя), сравнивать собственное отношение и отношение автора к поступкам героев с использованием примеров из текста (с помощью учителя); − уметь пересказывать текст по коллективно составленному плану; − уметь находить в тексте непонятные слова и выражения, объяснять их значение и смысл с опорой на контекст; − уметь ориентироваться в круге доступного чтения; выбирать интересующую литературу (с помощью учителя); самостоятельно читать художественную литературу; 6 − знать наизусть 10-12 стихотворений и 1 прозаический отрывок. Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью планируемых результатов освоения рабочей программы по учебному предмету «Чтение» в 9 классе Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах: − 0 баллов - нет фиксируемой динамики; − 1 балл - минимальная динамика; − 2 балла - удовлетворительная динамика; − 3 балла - значительная динамика. Критерии оценки предметных результатов Оценка предметных результатов осуществляется по итогам индивидуального и фронтального опроса обучающихся, выполнения самостоятельных работ (по темам уроков), контрольных работ (входных, текущих, промежуточных и итоговых) и тестовых заданий. При оценке предметных результатов учитывается уровень самостоятельности обучающегося и особенности его развития. Оценка «5» ставится, если обучающийся: − читает правильно, бегло, выразительно с соблюдением норм литературного произношения; − выделяет основную мысль произведения, части рассказа с незначительной помощью учителя; − делит текст на части и озаглавливает части; − называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки; − отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно, последовательно; 7 − твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно Оценка «4» ставится, если обучающийся: − читает в основном правильно, бегло; − допускает 1—2 ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонации, логических ударений; − допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя; − допускает ошибки в делении текста на части и озаглавливании частей, исправляет их с помощью учителя; − называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки с помощью учителя; − допускает неточности в ответах на вопросы и передаче содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя: − допускает при чтении наизусть 1—2 самостоятельно исправленные ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно Оценка «3» ставится, если обучающийся: − читает недостаточно бегло, некоторые слова по слогам; − допускает 3—4 ошибки при чтении; 1—2 ошибки в соблюдении синтаксических пауз; 3—4 в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; а выделяет основную мысль произведения, части рассказа с помощью учителя; − делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя; − затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, охарактеризовать их поступки; − отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажения основного смысла произведения; − обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста Оценка «2» - не ставится. 8 Критерии оценивания пересказа текста Оценка «5» - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного, правильно отвечает на вопрос. Оценка «4» - допускает 1-2 ошибки, неточности, сам их исправляет. Оценка «3» - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки. Оценка «2» - не ставится. Критерии оценивания чтения стихотворения наизусть Оценка «5» - твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает. Оценка «4» - знает наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности. Оценка «3» - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста. Оценка «2» - не ставится. 9 СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ II. Обучение чтению в 9 классе носит коррекционную и практическую направленность. Программа в 9 классе способствует умственному развитию обучающихся, обеспечивает гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации. При обучении литературному чтению в 9 класса используются следующие принципы: принцип коррекционно – речевой направленности, принцип доступности последовательности, обучения, принцип принцип наглядности в систематичности обучении, и принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении. Методы и формы работы, используемые на уроках литературного чтения в 9 классе: словесный (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой) наглядный (наблюдение, демонстрация), практический. Виды деятельности обучающихся основаны на переработке устного и письменного текста: составление плана текста, пересказ текста по плану, пересказ текста по предполагаемым вопросам, продолжение текста, выразительное чтение, чтение наизусть, чтение по ролям. Методы и приемы, применяемые на уроках литературного чтения в 9 классе направлены на успешное овладение программным материалом, как следствие, подготовку обучающихся к сдачи итоговых работ. 10 Содержание разделов № Названия раздела, темы Количество часов Внеклассн ое чтение Итоговое тестирован ие 1 Устное народное творчество 11 1 1 2 Из произведений русской литературы XIX 56 2 1 45 4 1 12 1 1 120 12 4 века 3 Из произведений русской литературы XX века 4 Из произведений зарубежной литературы Итого: 11