РП_9_Чтение

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Нижегородской области
Управление образования, молодёжной политики и спорта администрации
Пильнинского муниципального округа
Муниципальное общеобразовательное учреждение Медянская средняя школа

Приложение 1 к АООП,
утвержденной
приказом директора
от 25.08.2023 г. № 60 о.д.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Чтение» 9 класс
вариант 1
(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)

Медяна
2023

СОДЕРЖАНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА .................................................................. 3
II.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ................................................................. 10

III.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ................................................ 12

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

I.

Рабочая программа по учебному предмету «Чтение (Литературное
чтение)» составлена на основе Федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1),
утверждена приказом Министерства просвещения России от 24.11.2002 г
№ 1026 (https://clckru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом
реализации

их

особых

образовательных

потребностей,

а

также

индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Чтение (Литературное чтение)» относится к
предметной области «Язык и речевая практика» и является обязательной
частью учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному
предмету «Литературное чтение» в 9 классе рассчитана на 34 учебные
недели и составляет 136 часов в год (4 часа в неделю).
Федеральная

адаптированная

основная

общеобразовательная

программа определяет цель и задачи учебного предмета «Чтение
(Литературное чтение)».
Цель обучения – развитие коммуникативно – речевых навыков и
коррекция недостатков мыслительной деятельности.
Задачи:
− совершенствование навыка полноценного чтения как основы
понимания художественного и научно – познавательного текстов;
− развитие навыков речевого общения на материале доступных для
понимания художественных и научно – познавательных текстов;
− развитие положительных качеств и свойств личности

3

Рабочая программа по учебному предмету «Чтение (Литературное
чтение)» в 9 классе определяет следующие задачи.
− совершенствование умения отвечать на вопросы учителя своими
словами и словами автора;
− совершенствование умения определять основную мысль и тему
художественного произведения;
− развитие умения делить на части текст, формулировать заголовок
пунктов плана;
− развитие умения определять собственное отношения к поступкам
героев;
− совершенствование умения пересказывать текст по коллективно
составленному плану;
− совершенствование умения находить в тексте непонятные слова и
выражения, объяснять их значение и смысл с опорой на контекст;
− формирование

умения

выбирать

интересующую

литературу,

самостоятельно читать художественную литературу;
− совершенствование умения заучивать наизусть стихотворения и
прозаические отрывки.
Планируемые результаты освоения рабочей программы
по учебному предмету «Чтение» в 9 классе
Личностные результаты:
− сформированность

адекватных

представлений

о

собственных

возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
− владение

навыками

коммуникации

и

принятыми

нормами

социального взаимодействия, в том числе владение вербальными и
невербальными

коммуникативными

компетенциями,

использование

доступных информационных технологий для коммуникации;
− воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

4

− развитие

этических

чувств,

проявление

доброжелательности,

эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление
сопереживания к чувствам других людей;
− сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям;
− сформированность

навыков

сотрудничества

с

взрослыми

и

сверстниками в разных социальных ситуациях;
− способность к осмыслению социального окружения, своего места в
нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
− проявление готовности к самостоятельной жизни.
Уровни достижения предметных результатов
по учебному предмету «Чтение» в 9 классе
Минимальный уровень:
− уметь правильно и осознанно читать в темпе, приближенном к темпу
устной речи, доступные по содержанию тексты (после предварительной
подготовки);
− уметь определять тему произведения (под руководством учителя);
− отвечать на вопросы учителя по фактическому содержанию
произведения своими словами;
− участвовать в коллективном составлении словесно – логического
плана прочитанного и разобранного под руководством учителя текста;
− уметь пересказывать текст по частям на основе коллективно
составленного плана (с помощью учителя);
− уметь выбирать заголовки к пунктам плана из нескольких
предложенных;
− уметь устанавливать последовательность событий в произведении;
− уметь определять главных героев текста;

5

− уметь составлять элементарную характеристику героя на основе
предложенного плана и по вопросам учителя;
− знать стихотворения наизусть (7-9);
− уметь самостоятельно читать небольшие по объёму и несложные по
содержанию произведения для внеклассного чтения, выполнять посильные
задания.
Достаточный уровень:
− уметь правильно, бегло и осознанно читать вслух, с соблюдением
некоторых усвоенных норм орфоэпии;
− уметь отвечать на вопросы учителя своими словами и словами автора
(выборочное чтение);
− уметь определять тему художественного произведения;
− уметь определять основную мысль произведения (с помощью
учителя);
− уметь самостоятельно делить на части несложный по структуре и
содержанию текст;
− уметь формулировать заголовок пунктов плана (с помощью учителя);
− уметь различать главных и второстепенных героев произведения с
элементарным обоснованием;
− уметь определять собственное отношение к поступкам героев (героя),
сравнивать собственное отношение и отношение автора к поступкам героев
с использованием примеров из текста (с помощью учителя);
− уметь пересказывать текст по коллективно составленному плану;
− уметь находить в тексте непонятные слова и выражения, объяснять их
значение и смысл с опорой на контекст;
− уметь ориентироваться в круге доступного чтения; выбирать
интересующую литературу (с помощью учителя); самостоятельно читать
художественную литературу;

6

− знать наизусть 10-12 стихотворений и 1 прозаический отрывок.
Система оценки достижения обучающимися
с умственной отсталостью планируемых результатов освоения
рабочей программы по учебному предмету «Чтение» в 9 классе
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
− 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
− 1 балл - минимальная динамика;
− 2 балла - удовлетворительная динамика;

− 3 балла - значительная динамика.
Критерии оценки предметных результатов
Оценка

предметных

результатов

осуществляется

по

итогам

индивидуального и фронтального опроса обучающихся, выполнения
самостоятельных работ (по темам уроков), контрольных работ (входных,
текущих, промежуточных и итоговых) и тестовых заданий. При оценке
предметных

результатов

учитывается

уровень

самостоятельности

обучающегося и особенности его развития.
Оценка «5» ставится, если обучающийся:
− читает правильно, бегло, выразительно с соблюдением норм
литературного произношения;
− выделяет

основную

мысль

произведения,

части

рассказа

с

незначительной помощью учителя;
− делит текст на части и озаглавливает части;
− называет главных действующих лиц произведения, характеризует их
поступки;
− отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно,
правильно, последовательно;
7

− твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно
Оценка «4» ставится, если обучающийся:
− читает в основном правильно, бегло;
− допускает 1—2 ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз,
знаков препинания, передающих интонации, логических ударений;
− допускает неточности в выделении основной мысли произведения
или части рассказа, исправляет их с помощью учителя;
− допускает ошибки в делении текста на части и озаглавливании
частей, исправляет их с помощью учителя;
− называет главных действующих лиц произведения, характеризует их
поступки с помощью учителя;
− допускает неточности в ответах на вопросы и передаче содержания,
но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя:
− допускает при чтении наизусть 1—2 самостоятельно исправленные
ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно
Оценка «3» ставится, если обучающийся:
− читает недостаточно бегло, некоторые слова по слогам;
− допускает 3—4 ошибки при чтении; 1—2 ошибки в соблюдении
синтаксических пауз; 3—4 в соблюдении смысловых пауз, знаков
препинания, передающих интонацию, логических ударений; а выделяет
основную мысль произведения, части рассказа с помощью учителя;
− делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя;
− затрудняется назвать главных действующих лиц произведения,
охарактеризовать их поступки;
− отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно,
допускает искажения основного смысла произведения;
− обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста
Оценка «2» - не ставится.

8

Критерии оценивания пересказа текста
Оценка

«5»

-

пересказывает

содержание

прочитанного

самостоятельно, последовательно, не упуская главного, правильно отвечает
на вопрос.
Оценка «4» - допускает 1-2 ошибки, неточности, сам их исправляет.
Оценка «3» - пересказывает при помощи наводящих вопросов
учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного,
допускает речевые ошибки.
Оценка «2» - не ставится.
Критерии оценивания чтения стихотворения наизусть
Оценка «5» - твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно
читает.
Оценка «4» - знает наизусть, но допускает при чтении перестановку
слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.
Оценка «3» - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое
усвоение текста.
Оценка «2» - не ставится.

9

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

II.

Обучение чтению в 9 классе носит коррекционную и практическую
направленность. Программа в 9 классе способствует умственному
развитию

обучающихся,

обеспечивает

гражданское,

нравственное,

эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий
обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и
умений, который необходим им для социальной адаптации.
При обучении литературному чтению в 9 класса используются
следующие принципы: принцип коррекционно – речевой направленности,
принцип

доступности

последовательности,

обучения,

принцип

принцип

наглядности

в

систематичности
обучении,

и

принцип

индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.
Методы и формы работы, используемые на уроках литературного
чтения в 9 классе: словесный (рассказ, объяснение, беседа, работа с
учебником

и

книгой)

наглядный

(наблюдение,

демонстрация),

практический. Виды деятельности обучающихся основаны на переработке
устного и письменного текста: составление плана текста, пересказ текста
по плану, пересказ текста по предполагаемым вопросам, продолжение
текста, выразительное чтение, чтение наизусть, чтение по ролям. Методы
и приемы, применяемые на уроках литературного чтения в 9 классе
направлены на успешное овладение программным материалом, как
следствие, подготовку обучающихся к сдачи итоговых работ.

10

Содержание разделов
№

Названия раздела, темы

Количество
часов

Внеклассн
ое чтение

Итоговое
тестирован
ие

1

Устное народное творчество

11

1

1

2

Из произведений русской литературы XIX

56

2

1

45

4

1

12

1

1

120

12

4

века
3

Из произведений русской литературы XX
века

4

Из произведений зарубежной литературы
Итого:

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».