МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Нижегородской области Управление образования, молодёжной политики и спорта администрации Пильнинского муниципального округа Муниципальное общеобразовательное учреждение Медянская средняя школа Приложение 1 к АООП, утвержденной приказом директора от 25.08.2023 г. № 60 о.д. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Биология» 9 класс вариант 1 (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) с. Медяна 2023 I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебному предмету «Биология» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ФАООП УО вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR). ФАООП УО вариант 1 адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей. Учебный предмет «Биология» относится к предметной области «Естествознание»» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Биология» в 9 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов в год (2 часа в неделю). Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Биология». Цель учебного предмета - формирование элементарных знаний об окружающем мире, умения ориентироваться в окружающей среде, использовать полученные знания в повседневной жизни. Задачи обучения: − формирование элементарных научных представлений о компонентах живой природы: строении и жизни своего организма; − формирование умений и навыков практического применения биологических знаний: ухода за своим организмом, использование полученных знаний для решения бытовых использованию знаний для решения бытовых, медицинских и экологических проблем; 2 − формирование навыков правильного поведения в природе, способствовать экологическому, эстетическому, физическому, санитарно- гигиеническому воспитанию, усвоению правил здорового образа жизни; − развитие познавательной деятельности, обучение умению анализировать, сравнивать природные объекты и явления, подводить к обобщающим понятиям, понимать причинно-следственные зависимости, расширять лексический запас, развивать связную речь и другие психические функции; Рабочая программа по учебному предмету «Биология» в 9 классе определяет следующие задачи: − формировать элементарные научные представления о строении организма человека и его здоровье; − учить практическому применению биологических знаний: формировать умения ухода за своим организмом, использовать полученные знания для решения бытовых, медицинских и экологических проблем; − формировать навыки правильного поведения в природе; − научить использовать правила здорового образа жизни и безопасного поведения, поведению в окружающей природе; − учить анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости. Планируемые результаты освоения рабочей программы по учебному предмету «Биология» в 9 классе Личностные результаты: − сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении: правильном питании, соблюдении гигиенических правил и норм, отказа от вредных привычек; чередовании труда и отдыха, профилактических прививках; 3 − овладение социально- бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; соблюдение санитарно-гигиенических правил, самонаблюдение и анализ своего самочувствия, знание правил измерения температуры тела и сбора анализов; телефонов экстренных служб и лечебных учреждений; − сформированность целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной части; − сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; − сформированность этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей: готовность оказать первую доврачебную помощь при растяжении, тепловых и солнечных ударах, пожилым людям. − способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем; принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; − воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; − принятие готовности к самостоятельной жизни. Уровни достижения предметных результатов по учебному предмету «Биология» в 9 классе Минимальный уровень: − иметь представление об объектах и явлениях неживой и живой природы, организма человека; − знать особенности внешнего вида изученных растений и животных, узнавание и различение изученных объектов в окружающем мире, моделях, фотографиях, рисунках; − знать общие признаки изученных групп растений и животных, правила поведения в природе, техники безопасности, здорового образа жизни в 4 объеме программы; − выполнять совместно с учителем практические работы, предусмотренные программой; − описывать особенности состояния своего организма; − знать названия специализации врачей; − применять полученные знания и сформированные умения в бытовых ситуациях (уход за растениями, измерение температуры тела, правила первой доврачебной помощи). Достаточный уровень: − иметь представление об объектах неживой и живой природы, организме человека; − знать основные взаимосвязи между природными компонентами, природой и человеком, органами и системами органов у человека; − устанавливать взаимосвязи между средой обитания и внешним видом объекта (единство формы и функции); − знать признаки сходства и различия между группами растений и животных; − выполнять классификации на основе выделения общих признаков; − узнавать изученные природные объекты по внешнему виду (натуральные объекты, муляжи, слайды, рисунки, схемы); − знать названия элементарных функций и расположение основных органов в организме человека; − знать способы самонаблюдения, описание особенностей своего состояния, самочувствия, знать основные показатели своего организма (группа крови, состояние зрения, слуха, норму температуры тела, кровяного давления); − знать правила здорового образа жизни и безопасного поведения, использовать их для объяснения новых ситуаций; 5 − выполнять практические работы самостоятельно или предварительной (ориентировочной) помощи учителя (измерение температуры тела, оказание доврачебной помощи при вывихах, порезах, кровотечении, ожогов); − владеть сформированными знаниями и умениями в учебных, учебнобытовых и учебно-трудовых ситуациях. Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью планируемых результатов освоения рабочей программы по учебному предмету «Биология» в 9 классе Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах: − 0 баллов - нет фиксируемой динамики; − 1 балл - минимальная динамика; − 2 балла - удовлетворительная динамика; − 3 балла - значительная динамика. Критерии оценки предметных результатов Оценка предметных результатов осуществляется по итогам индивидуального и фронтального опроса обучающихся, выполнения самостоятельных работ (по темам уроков), контрольных работ (входных, текущих, промежуточных, итоговых) и тестовых заданий. При оценке предметных результатов учитывается уровень самостоятельности обучающегося и особенности его развития. Критерии оценки предметных результатов за устный ответ: Оценка «5» ставится в случае, если обучающийся: − показывает знания, понимание, глубину усвоения всего программного материала; 6 − умеет выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации; − не допускает ошибок и недочетов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдает культуру письменной и устной речи, правила оформления письменных работ. Оценка «4» ставится в случае, если обучающийся: − показывает знания всего изученного программного материала; − умеет выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике; − допускает незначительные (негрубые) ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, соблюдает основные правила культуры письменной и устной речи, правила оформления письменных работ. Оценка «3» ставится в случае, если обучающийся: − показывает знания и усвоение изученного программного материала на уровне минимальных требований; − умеет работать на уровне воспроизведения, испытывает затруднения при ответах на видоизмененные вопросы; − допускает грубые или несколько негрубых ошибок при воспроизведении изученного материала, незначительно не соблюдает основные правила культуры письменной и устной речи, правила оформления письменных работ. Оценка «2» - не ставится. Критерии оценивания практических работ (лабораторных работ) обучающихся по биологии Оценка «5» ставится если: 7 − правильно по заданию учителя проведено наблюдение; − полно раскрыто содержание материала в объеме программы; − четко и правильно даны определения; − вывод самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания. Оценка «4» ставится если: − наблюдение проведено самостоятельно; − частично раскрыто основное содержание материала; − в основном правильно даны определения, но допущены нарушения последовательности изложения; − вывод неполный. Оценка «3» ставится если: − наблюдение проведено с помощью учителя; − усвоено основное содержание материала; − определения понятий нечеткие; − допущены ошибки и неточности в выводе. − наблюдение проведено с помощью учителя; − усвоено основное содержание материала; − определения понятий нечеткие; − допущены ошибки и неточности в выводе. Оценка «2» не ставится. Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ. Оценка «5» ставится если: − обучающийся выполнил работу без ошибок и недочетов; − допустил не более одного недочета. Оценка «4» ставится если: − обучающийся выполнил работу полностью, но допустил в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета; − обучающийся выполнил работу полностью, но допустил в ней не более двух недочетов. 8 Оценка «3» ставится, если: − обучающийся правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил не более двух грубых ошибок; − обучающийся правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета; − обучающийся правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил не более двух-трех негрубых ошибок. Оценка «2» не ставится 9 II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ В 9 классе обучающиеся изучают третий раздел учебного предмета «Биология»- «Человек», где человек рассматривается как биосоциальное существо. Основные системы органов человека предлагается изучать, опираясь на сравнительный анализ жизненных функций важнейших групп растительных и животных организмов (питание и пищеварение, дыхание, перемещение веществ, выделение, размножение). Это позволит обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) воспринимать человека как часть живой природы. За счет некоторого сокращения анатомического и морфологического материала в программу включены темы, связанные с сохранением здоровья человека. Обучающиеся знакомятся с распространенными заболеваниями, узнают о мерах оказания доврачебной помощи. Овладению практическими знаниями и умениями по данным вопросам (измерить давление, наложить повязку) следует уделять больше внимания во внеурочное время. Распределение учебного материала позволяет обеспечить постепенный переход от теоретического изучения предмета к практико-теоретическому, с обязательным учётом значимости усваиваемых знаний и умений для формирования жизненных компетенций. Основными организационными формами работы на уроке биологии являются: фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная работа, работа в парах. При проведении уроков биологии предполагается использование следующих методов: − объяснительно-иллюстративный метод, метод при котором учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти. − репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации) 10 − метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ пути ее решения) − частично – поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению проблемы) − исследовательский метод (учитель направляет, дети самостоятельно исследуют при проведении лабораторных и практических работ, опытов, самонаблюдений, описания особенностей своего состояния, самочувствия; в ходе проведения экскурсий) III. № п/п 1 Введение Тематическое планирование Название раздела Количество часов 1 Контрольные работы 2 Общее знакомство с организмом человека 2 1 3 Опора и движение 10 1 4 Кровообращение 8 1 5 Дыхание 8 1 6 Питание и пищеварение 10 1 7 Выделение 3 1 8 Покровы тела 6 1 9 Размножение и развитие 9 1 10 Нервная система 4 1 11 Органы чувств 6 1 12 Повторение 1 Итого: 68 10 11 12