РП_9_Биология

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Нижегородской области
Управление образования, молодёжной политики и спорта администрации
Пильнинского муниципального округа
Муниципальное общеобразовательное учреждение Медянская средняя школа

Приложение 1 к АООП,
утвержденной
приказом директора
от 25.08.2023 г. № 60 о.д.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Биология»
9 класс
вариант 1
(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)

с. Медяна
2023

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Биология» составлена на
основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ФАООП УО вариант 1), утвержденной приказом Министерства

просвещения

России

от

24.11.2022г.

№

1026

(https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО вариант 1 адресована обучающимся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их
особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Биология» относится к предметной области «Естествознание»» и является обязательной частью учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному
предмету «Биология» в 9 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов в год (2 часа в неделю).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Биология».
Цель учебного предмета - формирование элементарных знаний об
окружающем мире, умения ориентироваться в окружающей среде, использовать полученные знания в повседневной жизни.
Задачи обучения:
− формирование элементарных научных представлений о компонентах
живой природы: строении и жизни своего организма;
− формирование умений и навыков практического применения биологических знаний: ухода за своим организмом, использование полученных
знаний для решения бытовых использованию знаний для решения бытовых, медицинских и экологических проблем;

2

− формирование навыков правильного поведения в природе, способствовать экологическому, эстетическому, физическому, санитарно- гигиеническому воспитанию, усвоению правил здорового образа жизни;
− развитие познавательной деятельности, обучение умению анализировать, сравнивать природные объекты и явления, подводить к обобщающим
понятиям, понимать причинно-следственные зависимости, расширять лексический запас, развивать связную речь и другие психические функции;
Рабочая программа по учебному предмету «Биология» в 9 классе
определяет следующие задачи:
− формировать элементарные научные представления о строении организма человека и его здоровье;
− учить практическому применению биологических знаний: формировать умения ухода за своим организмом, использовать полученные знания
для решения бытовых, медицинских и экологических проблем;
− формировать навыки правильного поведения в природе;
− научить использовать правила здорового образа жизни и безопасного
поведения, поведению в окружающей природе;
− учить анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости.
Планируемые результаты освоения рабочей программы
по учебному предмету «Биология» в 9 классе
Личностные результаты:
− сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении: правильном питании, соблюдении гигиенических правил и норм, отказа от вредных привычек; чередовании труда и отдыха, профилактических прививках;

3

− овладение социально- бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; соблюдение санитарно-гигиенических правил, самонаблюдение и анализ своего самочувствия, знание правил измерения температуры
тела и сбора анализов; телефонов экстренных служб и лечебных учреждений;
− сформированность целостного, социально ориентированного взгляда
на мир в его органичном единстве природной и социальной части;
− сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям;
− сформированность этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей: готовность оказать первую доврачебную помощь при растяжении, тепловых и солнечных ударах, пожилым людям.
− способность к осмыслению социального окружения, своего места в
нем; принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
− воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
− принятие готовности к самостоятельной жизни.
Уровни достижения предметных результатов
по учебному предмету «Биология» в 9 классе
Минимальный уровень:
− иметь представление об объектах и явлениях неживой и живой природы, организма человека;
− знать особенности внешнего вида изученных растений и животных,
узнавание и различение изученных объектов в окружающем мире, моделях,
фотографиях, рисунках;
− знать общие признаки изученных групп растений и животных, правила поведения в природе, техники безопасности, здорового образа жизни в

4

объеме программы;
− выполнять совместно с учителем практические работы, предусмотренные программой;
− описывать особенности состояния своего организма;
− знать названия специализации врачей;
− применять полученные знания и сформированные умения в бытовых
ситуациях (уход за растениями, измерение температуры тела, правила первой доврачебной помощи).
Достаточный уровень:
− иметь представление об объектах неживой и живой природы, организме человека;
− знать основные взаимосвязи между природными компонентами, природой и человеком, органами и системами органов у человека;
− устанавливать взаимосвязи между средой обитания и внешним видом
объекта (единство формы и функции);
− знать признаки сходства и различия между группами растений и животных;
− выполнять классификации на основе выделения общих признаков;
− узнавать изученные природные объекты по внешнему виду (натуральные объекты, муляжи, слайды, рисунки, схемы);
− знать названия элементарных функций и расположение основных органов в организме человека;
− знать способы самонаблюдения, описание особенностей своего состояния, самочувствия, знать основные показатели своего организма (группа
крови, состояние зрения, слуха, норму температуры тела, кровяного давления);
− знать правила здорового образа жизни и безопасного поведения, использовать их для объяснения новых ситуаций;

5

− выполнять практические работы самостоятельно или предварительной (ориентировочной) помощи учителя (измерение температуры тела, оказание доврачебной помощи при вывихах, порезах, кровотечении, ожогов);
− владеть сформированными знаниями и умениями в учебных, учебнобытовых и учебно-трудовых ситуациях.
Система оценки достижения обучающимися
с умственной отсталостью планируемых результатов освоения
рабочей программы по учебному предмету «Биология» в 9 классе
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
− 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
− 1 балл - минимальная динамика;
− 2 балла - удовлетворительная динамика;
− 3 балла - значительная динамика.
Критерии оценки предметных результатов
Оценка предметных результатов осуществляется по итогам индивидуального и фронтального опроса обучающихся, выполнения самостоятельных работ (по темам уроков), контрольных работ (входных, текущих, промежуточных, итоговых) и тестовых заданий. При оценке предметных результатов учитывается уровень самостоятельности обучающегося и особенности его развития.
Критерии оценки предметных результатов за устный ответ:
Оценка «5» ставится в случае, если обучающийся:
− показывает знания, понимание, глубину усвоения всего программного
материала;

6

− умеет выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные
знания в незнакомой ситуации;
− не допускает ошибок и недочетов при воспроизведении изученного
материала, при устных ответах устраняет отдельные неточности с помощью
дополнительных вопросов учителя, соблюдает культуру письменной и устной речи, правила оформления письменных работ.
Оценка «4» ставится в случае, если обучающийся:
− показывает знания всего изученного программного материала;
− умеет выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике;
− допускает незначительные (негрубые) ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, соблюдает основные правила культуры письменной и устной речи, правила оформления письменных работ.
Оценка «3» ставится в случае, если обучающийся:
− показывает знания и усвоение изученного программного материала на
уровне минимальных требований;
− умеет работать на уровне воспроизведения, испытывает затруднения
при ответах на видоизмененные вопросы;
− допускает грубые или несколько негрубых ошибок при воспроизведении изученного материала, незначительно не соблюдает основные правила
культуры письменной и устной речи, правила оформления письменных работ.
Оценка «2» - не ставится.
Критерии оценивания практических работ (лабораторных работ)
обучающихся по биологии
Оценка «5» ставится если:
7

− правильно по заданию учителя проведено наблюдение;
− полно раскрыто содержание материала в объеме программы;
− четко и правильно даны определения;
− вывод самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.
Оценка «4» ставится если:
− наблюдение проведено самостоятельно;
− частично раскрыто основное содержание материала;
− в основном правильно даны определения, но допущены нарушения
последовательности изложения;
− вывод неполный.
Оценка «3» ставится если:
− наблюдение проведено с помощью учителя;
− усвоено основное содержание материала;
− определения понятий нечеткие;
− допущены ошибки и неточности в выводе.
− наблюдение проведено с помощью учителя;
− усвоено основное содержание материала;
− определения понятий нечеткие;
− допущены ошибки и неточности в выводе.
Оценка «2» не ставится.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка «5» ставится если:
− обучающийся выполнил работу без ошибок и недочетов;
− допустил не более одного недочета.
Оценка «4» ставится если:
− обучающийся выполнил работу полностью, но допустил в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
− обучающийся выполнил работу полностью, но допустил в ней не более двух недочетов.
8

Оценка «3» ставится, если:
− обучающийся правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил
не более двух грубых ошибок;
− обучающийся правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
− обучающийся правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил
не более двух-трех негрубых ошибок.
Оценка «2» не ставится

9

II.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

В 9 классе обучающиеся изучают третий раздел учебного предмета
«Биология»- «Человек», где человек рассматривается как биосоциальное
существо. Основные системы органов человека предлагается изучать, опираясь на сравнительный анализ жизненных функций важнейших групп растительных и животных организмов (питание и пищеварение, дыхание, перемещение веществ, выделение, размножение). Это позволит обучающимся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) воспринимать
человека как часть живой природы.
За счет некоторого сокращения анатомического и морфологического
материала в программу включены темы, связанные с сохранением здоровья
человека. Обучающиеся знакомятся с распространенными заболеваниями,
узнают о мерах оказания доврачебной помощи. Овладению практическими
знаниями и умениями по данным вопросам (измерить давление, наложить
повязку) следует уделять больше внимания во внеурочное время.
Распределение учебного материала позволяет обеспечить постепенный переход от теоретического изучения предмета к практико-теоретическому, с обязательным учётом значимости усваиваемых знаний и умений
для формирования жизненных компетенций.
Основными организационными формами работы на уроке биологии
являются: фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная работа,
работа в парах.
При проведении уроков биологии предполагается использование следующих методов:
− объяснительно-иллюстративный метод, метод при котором учитель
объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти.
− репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации)

10

− метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ пути ее
решения)
− частично – поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению проблемы)
− исследовательский метод (учитель направляет, дети самостоятельно
исследуют при проведении лабораторных и практических работ, опытов,
самонаблюдений, описания особенностей своего состояния, самочувствия;
в ходе проведения экскурсий)
III.
№
п/п
1
Введение

Тематическое планирование

Название раздела

Количество
часов
1

Контрольные
работы

2

Общее знакомство с организмом человека

2

1

3

Опора и движение

10

1

4

Кровообращение

8

1

5

Дыхание

8

1

6

Питание и пищеварение

10

1

7

Выделение

3

1

8

Покровы тела

6

1

9

Размножение и развитие

9

1

10

Нервная система

4

1

11

Органы чувств

6

1

12

Повторение

1
Итого:

68

10

11

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».