МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Нижегородской области
Управление образования, молодёжной политики и спорта администрации
Пильнинского муниципального округа
Муниципальное общеобразовательное учреждение Медянская средняя школа
Приложение 1 к АООП,
утвержденной
приказом директора
от 25.08.2023 г. № 60 о.д.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Чтение» 8 класс
вариант 1
(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)
Медяна
2023
СОДЕРЖАНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.................................................................. 3
II.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ................................................................... 12
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ .................................................. 13
2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
I.
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение (Литературное
чтение)» составлена на основе Федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1),
утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г
номер 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО вариант 1 адресована обучающимся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации
особых
образовательных
потребностей,
а
также
индивидуальных
особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Чтение (Литературное чтение)» относится к
предметной области «Язык и речевая практика» и является обязательной
частью учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному
предмету «Чтение (Литературное чтение)» в 8 классе рассчитана на 34
учебные недели и составляет 136 часа в год (4 часа в неделю).
Федеральная
адаптированная
основная
общеобразовательная
программа определяет цель и задачи учебного предмета «Чтение
(Литературное чтение)».
Цель обучения - развитие коммуникативно-речевых навыков и
коррекция недостатков мыслительной деятельности.
Задачи обучения:
− совершенствование навыка
полноценного чтения как основы
понимания художественного и научно-познавательных текстов;
− развитие навыков речевого обращения на материале доступных для
понимания художественных и научно-познавательных текстов;
− развитие положительных качеств и свойств личности
3
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение (Литературное
чтение)» в 8 классе определяет следующие задачи:
− формирование четырёх качеств техники чтения: правильность,
осознанность, выразительность, беглость;
− знакомство (через содержание читаемого материала) с новыми
представлениями и понятиями;
− совершенствование умения отвечать на вопросы учителя своими
словами и словами автора;
− совершенствование умения определять основную мысль и тему
художественного произведения;
− развитие умения делить на части текст, формулировать заголовок
пунктов плана;
− формирование
умения
выбирать
интересующую
литературу,
самостоятельно читать художественную литературу;
− совершенствование умения заучивать наизусть стихотворения и
прозаические отрывки;
− развитие и коррекция памяти и логического мышления.
Планируемые результаты освоения рабочей программы
по учебному предмету «Чтение» в 8 классе
Личностные результаты:
− осознание себя как гражданина России; формирование чувства
гордости за свою Родину; сформированность адекватных представлений о
собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
− формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками
в разных социальных ситуациях;
− способность к осмыслению социального окружения, своего места в
нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
4
− владение
навыками
коммуникации
и
принятыми
нормами
социального взаимодействия, в том числе владение вербальными и
невербальными
коммуникативными
компетенциями,
использование
доступных информационных технологий для коммуникации;
− формирование целостного, социально ориентированного взгляда на
мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
− воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
− развитие
этических
чувств,
проявление
доброжелательности,
эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление
сопереживания к чувствам других людей;
− сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.
Уровни достижения предметных результатов
по учебному предмету «Чтение» в 8 классе
Минимальный уровень:
− читать текст вслух правильно, выразительно, осознанно, в темпе,
обеспечивающем его понимание;
− читать осознанно, молча доступные по содержанию тексты;
− участвовать в обсуждении прослушанного и (или) прочитанного
текста
(ответы
на
вопросы,
высказывание
собственного
мнения,
выслушивание мнений обучающихся с соблюдением правил речевого
этикета и правил работы в группе), опираясь на содержание текста или
личный опыт;
− устанавливать смысловые отношения между поступками героев,
событиями (с помощью педагогического работника);
− определять тему произведения самостоятельно;
5
− определять
основную
мысль
произведения
(с
помощью
педагогического работника);
− учить стихотворения наизусть (объём текста с учётом особенностей
обучающихся);
− отвечать на вопросы по содержанию произведения своими словами
и с использованием слов автора;
− определять собственное отношение к героям (герою) произведения и
их поступкам (с помощью педагогического работника);
− пересказывать текст по частям на основе коллективно составленного
плана и после предварительного анализа;
− находить в тексте непонятные слова и выражения, объясняя их
значение и смысл с опорой на контекст;
− выбирать интересующую литературу (с помощью взрослого);
самостоятельно читать небольшие по объёму и несложные по содержанию
художественные произведения и научно-популярные тексты, выполнять
посильные задания.
Достаточный уровень:
− читать правильно, бегло, выразительно, осознанно доступные
художественные и научно-познавательные тексты вслух и молча;
− использовать
разные
виды
чтения
(изучающее
(смысловое),
выборочное, поисковое);
− овладеть элементарными приёмами анализа художественных, научнопознавательных и учебных текстов с использованием элементарных
литературоведческих понятий;
− осознанно воспринимать и оценивать содержания и специфики
различных текстов, участвовать в их обсуждении;
− целенаправленно и осознанно воспринимать произведения живописи
и музыки, близкие по тематике художественным текстам;
6
− активно участвовать в диалоге, построенном на основе прочитанного
и разобранного текста;
− уметь оценивать изложенные в произведении факты и явления с
аргументацией своей точки зрения;
− делить самостоятельно на части несложный по структуре и
содержанию текст;
− выбирать
самостоятельно
(или
с
помощью
педагогического
работника) интересующую литературу;
− самостоятельно
пользоваться
справочными
источниками
для
получения дополнительной информации;
− заучивать наизусть стихотворения и отрывки из прозаических
произведений.
Система оценки достижения обучающимися
с умственной отсталостью планируемых результатов освоения
рабочей программы по учебному предмету «Чтение» в 8 классе
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
− 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
− 1 балл - минимальная динамика;
− 2 балла - удовлетворительная динамика;
− 3 балла - значительная динамика.
Критерии оценки предметных результатов
В 8 классе текущий контроль по предмету «Чтение (литературное
чтение)» осуществляется в форме устных ответов индивидуально или
фронтально.
При оценке устных ответов принимается во внимание:
7
− чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко,
выборочно);
− выразительное чтение наизусть или с листа на материале изучаемых
программных произведений;
− умение ориентироваться в тексте;
− знание литературных произведений.
Оценка «5» ставится обучающемуся, если он:
− читает
целыми
исправленными
словами
ошибками;
правильно,
читает
с
1–2
выразительно,
самостоятельно
с
соблюдением
синтаксических и смысловых пауз, логических ударений;
− отвечает на вопросы и передаёт содержание прочитанного полно,
правильно, последовательно;
− твёрдо
знает
наизусть
текст
стихотворения
и
читает
его
выразительно.
Оценка «4» ставится обучающемуся, если он:
− читает целыми словами, некоторые трудные слова – по слогам;
− допускает 1–2 ошибки при чтении, соблюдение смысловых пауз,
логических ударений, допускает неточности в ответах на вопросы и при
пересказе
содержания,
но
исправляет
их
самостоятельно
или
с
незначительной помощью учителя;
− допускает при чтении наизусть 1–2 самостоятельно исправляемые
ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно.
Оценка «3» ставится обучающемуся, если он:
− читает, в основном, целыми словами, трудные слова – по слогам;
− допускает 3–4 ошибки при чтении, соблюдении смысловых и
синтаксических пауз, логических ударений;
8
− отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного с
помощью учителя; обнаруживает при чтении наизусть нетвёрдое усвоение
текста.
Оценка «2» не ставится.
Критерии отметки пересказа текста
Оценка
«5»
-
пересказывает
содержание
прочитанного
самостоятельно, последовательно, не упуская главного, правильно отвечает
на вопрос.
Оценка «4» - допускает 1-2 ошибки, неточности, сам их исправляет.
Оценка «3» - пересказывает при помощи наводящих вопросов
учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного,
допускает речевые ошибки.
Оценка «2» - не ставится.
Критерии чтения стихотворения наизусть
Оценка «5» - твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно
читает.
Оценка «4» - знает наизусть, но допускает при чтении перестановку
слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.
Оценка «3»- читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое
усвоение текста.
Оценка «2» - не ставится.
В 8 классе текущий контроль по предмету «Чтение (литературное
чтение)» осуществляется в форме устных ответов индивидуально или
фронтально.
При оценке устных ответов принимается во внимание:
− чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко,
выборочно);
− выразительное чтение наизусть или с листа на материале изучаемых
программных произведений;
9
− умение ориентироваться в тексте;
− знание литературных произведений.
Оценка «5» ставится обучающемуся, если он:
− читает целыми словами правильно, с 1 – 2 самостоятельно
исправленными
ошибками;
читает
выразительно,
с
соблюдением
синтаксических и смысловых пауз, логических ударений;
− отвечает на вопросы и передаёт содержание прочитанного полно,
правильно, последовательно;
− твёрдо
знает
наизусть
текст
стихотворения
и
читает
его
выразительно.
Оценка «4» ставится обучающемуся, если он:
− читает целыми словами, некоторые трудные слова – по слогам;
− допускает 1 – 2 ошибки при чтении, соблюдение смысловых пауз,
логических ударений, допускает неточности в ответах на вопросы и при
пересказе
содержания,
но
исправляет
их
самостоятельно
или
с
незначительной помощью учителя;
− допускает при чтении наизусть 1-2 самостоятельно исправляемые
ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно.
Оценка «3» ставится обучающемуся, если он:
− читает, в основном, целыми словами, трудные слова – по слогам;
− допускает 3-4 ошибки при чтении, соблюдении смысловых и
синтаксических пауз, логических ударений;
− отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного с
помощью учителя; обнаруживает при чтении наизусть нетвёрдое усвоение
текста.
Оценка «2» не ставится.
Критерии отметки пересказа текста
10
Оценка
«5»
-
пересказывает
содержание
прочитанного
самостоятельно, последовательно, не упуская главного, правильно отвечает
на вопрос.
Оценка «4» - допускает 1-2 ошибки, неточности, сам их исправляет.
Оценка «3» - пересказывает при помощи наводящих вопросов
учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного,
допускает речевые ошибки.
Оценка «2» - не ставится.
Критерии чтения стихотворения наизусть
Оценка «5» - твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно
читает.
Оценка «4» - знает наизусть, но допускает при чтении перестановку
слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.
Оценка «3»- читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое
усвоение текста.
Оценка «2» - не ставится.
11
II.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Обучение чтению в 8 классе носит коррекционную, практическую и
коммуникативную направленность. Программа в 8 классе направлена на
разностороннее развитие личности обучающихся, способствует их
умственному
развитию,
обеспечивает
гражданское,
нравственное,
эстетическое воспитание и тесно связана с другими учебными предметами.
Задания ориентируют старшеклассников на анализ художественного
произведения, на обсуждение текстов, на творческую работу, на
самостоятельную
работу
с
текстами,
развивающими
речевые
и
коммуникативные возможности обучающихся. Для литературного чтения
в 8 классе свойственно постепенное усложнение характера вопросов и
заданий, преемственность этих заданий.
В процессе обучения чтению в 8 классе реализуются основные
дидактические принципы: принцип воспитывающего обучения, принцип
сознательности и активности обучения, наглядности в обучении,
доступности и прочности сообщаемых знаний, научности материала и
систематичности
его
изложения,
а
также
принципов
дифференцированного и индивидуального подходов.
Содержание разделов
№
Название раздела, темы
Кол-во
Контрольные
Внеклассное
часов
работы
чтение
1
Устное народное творчество
14
1 (тест)
2
Произведения русских писателей XIX
53
4 (тест)
4
29
5 (тест)
2
36
4 (тест)
4
века
3
Произведения русских писателей 1-й
половины XX века
4
Произведения русских писателей 2-й
половины XX века
Итого:
126
14
10
12
13