МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Нижегородской области Управление образования, молодёжной политики и спорта администрации Пильнинского муниципального округа Муниципальное общеобразовательное учреждение Медянская средняя школа Приложение 1 к АООП, утвержденной приказом директора от 25.08.2023 г. № 60 о.д. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Чтение» 8 класс вариант 1 (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) Медяна 2023 СОДЕРЖАНИЕ I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.................................................................. 3 II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ................................................................... 12 III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ .................................................. 13 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА I. Рабочая программа по учебному предмету «Чтение (Литературное чтение)» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г номер 1026 (https://clck.ru/33NMkR). ФАООП УО вариант 1 адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей. Учебный предмет «Чтение (Литературное чтение)» относится к предметной области «Язык и речевая практика» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Чтение (Литературное чтение)» в 8 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 136 часа в год (4 часа в неделю). Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Чтение (Литературное чтение)». Цель обучения - развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекция недостатков мыслительной деятельности. Задачи обучения: − совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания художественного и научно-познавательных текстов; − развитие навыков речевого обращения на материале доступных для понимания художественных и научно-познавательных текстов; − развитие положительных качеств и свойств личности 3 Рабочая программа по учебному предмету «Чтение (Литературное чтение)» в 8 классе определяет следующие задачи: − формирование четырёх качеств техники чтения: правильность, осознанность, выразительность, беглость; − знакомство (через содержание читаемого материала) с новыми представлениями и понятиями; − совершенствование умения отвечать на вопросы учителя своими словами и словами автора; − совершенствование умения определять основную мысль и тему художественного произведения; − развитие умения делить на части текст, формулировать заголовок пунктов плана; − формирование умения выбирать интересующую литературу, самостоятельно читать художественную литературу; − совершенствование умения заучивать наизусть стихотворения и прозаические отрывки; − развитие и коррекция памяти и логического мышления. Планируемые результаты освоения рабочей программы по учебному предмету «Чтение» в 8 классе Личностные результаты: − осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; − формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; − способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 4 − владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными коммуникативными компетенциями, использование доступных информационных технологий для коммуникации; − формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей; − воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; − развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей; − сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Уровни достижения предметных результатов по учебному предмету «Чтение» в 8 классе Минимальный уровень: − читать текст вслух правильно, выразительно, осознанно, в темпе, обеспечивающем его понимание; − читать осознанно, молча доступные по содержанию тексты; − участвовать в обсуждении прослушанного и (или) прочитанного текста (ответы на вопросы, высказывание собственного мнения, выслушивание мнений обучающихся с соблюдением правил речевого этикета и правил работы в группе), опираясь на содержание текста или личный опыт; − устанавливать смысловые отношения между поступками героев, событиями (с помощью педагогического работника); − определять тему произведения самостоятельно; 5 − определять основную мысль произведения (с помощью педагогического работника); − учить стихотворения наизусть (объём текста с учётом особенностей обучающихся); − отвечать на вопросы по содержанию произведения своими словами и с использованием слов автора; − определять собственное отношение к героям (герою) произведения и их поступкам (с помощью педагогического работника); − пересказывать текст по частям на основе коллективно составленного плана и после предварительного анализа; − находить в тексте непонятные слова и выражения, объясняя их значение и смысл с опорой на контекст; − выбирать интересующую литературу (с помощью взрослого); самостоятельно читать небольшие по объёму и несложные по содержанию художественные произведения и научно-популярные тексты, выполнять посильные задания. Достаточный уровень: − читать правильно, бегло, выразительно, осознанно доступные художественные и научно-познавательные тексты вслух и молча; − использовать разные виды чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); − овладеть элементарными приёмами анализа художественных, научнопознавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий; − осознанно воспринимать и оценивать содержания и специфики различных текстов, участвовать в их обсуждении; − целенаправленно и осознанно воспринимать произведения живописи и музыки, близкие по тематике художественным текстам; 6 − активно участвовать в диалоге, построенном на основе прочитанного и разобранного текста; − уметь оценивать изложенные в произведении факты и явления с аргументацией своей точки зрения; − делить самостоятельно на части несложный по структуре и содержанию текст; − выбирать самостоятельно (или с помощью педагогического работника) интересующую литературу; − самостоятельно пользоваться справочными источниками для получения дополнительной информации; − заучивать наизусть стихотворения и отрывки из прозаических произведений. Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью планируемых результатов освоения рабочей программы по учебному предмету «Чтение» в 8 классе Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах: − 0 баллов - нет фиксируемой динамики; − 1 балл - минимальная динамика; − 2 балла - удовлетворительная динамика; − 3 балла - значительная динамика. Критерии оценки предметных результатов В 8 классе текущий контроль по предмету «Чтение (литературное чтение)» осуществляется в форме устных ответов индивидуально или фронтально. При оценке устных ответов принимается во внимание: 7 − чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно); − выразительное чтение наизусть или с листа на материале изучаемых программных произведений; − умение ориентироваться в тексте; − знание литературных произведений. Оценка «5» ставится обучающемуся, если он: − читает целыми исправленными словами ошибками; правильно, читает с 1–2 выразительно, самостоятельно с соблюдением синтаксических и смысловых пауз, логических ударений; − отвечает на вопросы и передаёт содержание прочитанного полно, правильно, последовательно; − твёрдо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно. Оценка «4» ставится обучающемуся, если он: − читает целыми словами, некоторые трудные слова – по слогам; − допускает 1–2 ошибки при чтении, соблюдение смысловых пауз, логических ударений, допускает неточности в ответах на вопросы и при пересказе содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; − допускает при чтении наизусть 1–2 самостоятельно исправляемые ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно. Оценка «3» ставится обучающемуся, если он: − читает, в основном, целыми словами, трудные слова – по слогам; − допускает 3–4 ошибки при чтении, соблюдении смысловых и синтаксических пауз, логических ударений; 8 − отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного с помощью учителя; обнаруживает при чтении наизусть нетвёрдое усвоение текста. Оценка «2» не ставится. Критерии отметки пересказа текста Оценка «5» - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного, правильно отвечает на вопрос. Оценка «4» - допускает 1-2 ошибки, неточности, сам их исправляет. Оценка «3» - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки. Оценка «2» - не ставится. Критерии чтения стихотворения наизусть Оценка «5» - твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает. Оценка «4» - знает наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности. Оценка «3»- читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста. Оценка «2» - не ставится. В 8 классе текущий контроль по предмету «Чтение (литературное чтение)» осуществляется в форме устных ответов индивидуально или фронтально. При оценке устных ответов принимается во внимание: − чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно); − выразительное чтение наизусть или с листа на материале изучаемых программных произведений; 9 − умение ориентироваться в тексте; − знание литературных произведений. Оценка «5» ставится обучающемуся, если он: − читает целыми словами правильно, с 1 – 2 самостоятельно исправленными ошибками; читает выразительно, с соблюдением синтаксических и смысловых пауз, логических ударений; − отвечает на вопросы и передаёт содержание прочитанного полно, правильно, последовательно; − твёрдо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно. Оценка «4» ставится обучающемуся, если он: − читает целыми словами, некоторые трудные слова – по слогам; − допускает 1 – 2 ошибки при чтении, соблюдение смысловых пауз, логических ударений, допускает неточности в ответах на вопросы и при пересказе содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; − допускает при чтении наизусть 1-2 самостоятельно исправляемые ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно. Оценка «3» ставится обучающемуся, если он: − читает, в основном, целыми словами, трудные слова – по слогам; − допускает 3-4 ошибки при чтении, соблюдении смысловых и синтаксических пауз, логических ударений; − отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного с помощью учителя; обнаруживает при чтении наизусть нетвёрдое усвоение текста. Оценка «2» не ставится. Критерии отметки пересказа текста 10 Оценка «5» - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного, правильно отвечает на вопрос. Оценка «4» - допускает 1-2 ошибки, неточности, сам их исправляет. Оценка «3» - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки. Оценка «2» - не ставится. Критерии чтения стихотворения наизусть Оценка «5» - твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает. Оценка «4» - знает наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности. Оценка «3»- читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста. Оценка «2» - не ставится. 11 II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ Обучение чтению в 8 классе носит коррекционную, практическую и коммуникативную направленность. Программа в 8 классе направлена на разностороннее развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, нравственное, эстетическое воспитание и тесно связана с другими учебными предметами. Задания ориентируют старшеклассников на анализ художественного произведения, на обсуждение текстов, на творческую работу, на самостоятельную работу с текстами, развивающими речевые и коммуникативные возможности обучающихся. Для литературного чтения в 8 классе свойственно постепенное усложнение характера вопросов и заданий, преемственность этих заданий. В процессе обучения чтению в 8 классе реализуются основные дидактические принципы: принцип воспитывающего обучения, принцип сознательности и активности обучения, наглядности в обучении, доступности и прочности сообщаемых знаний, научности материала и систематичности его изложения, а также принципов дифференцированного и индивидуального подходов. Содержание разделов № Название раздела, темы Кол-во Контрольные Внеклассное часов работы чтение 1 Устное народное творчество 14 1 (тест) 2 Произведения русских писателей XIX 53 4 (тест) 4 29 5 (тест) 2 36 4 (тест) 4 века 3 Произведения русских писателей 1-й половины XX века 4 Произведения русских писателей 2-й половины XX века Итого: 126 14 10 12 13