МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Нижегородской области Управление образования, молодежной политики и спорта администрации Пильнинского муниципального округа Муниципальное общеобразовательное учреждение Медянская средняя школа Приложение 1 Утверждена приказом директора от 25.08.2023г № 60 о.д. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Математика» 8 класс вариант 1 (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) Медяна 2023г 1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА I. Рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR). ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей. Учебный предмет «Математика» относится к предметной области «Математика» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Математика» в 8 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 102 часовв год (3 часа в неделю). Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Математика». Цель обучения – максимальное общее развитие обучающихся, коррекция недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого обучающегося на разных этапах обучения. Задачи обучения: − формирование и развитие математических знаний и умений, необходимых для решения практических задач в учебной и трудовой деятельности,используемых в повседневной жизни; − коррекция недостатков познавательной деятельности и повышение уровня общего развития; 2 − воспитание положительных качеств и свойств личности. Рабочая программа по учебному предмету «Математика» в 8 классе определяет следующие задачи: − совершенствование устных и письменных вычислительных навыков в пределах 1000 000; − формирование умения производить арифметические действия с целыми и дробными числами; − формирование умения преобразовывать числа, полученные при измерении и производить с ними дальнейшие арифметические действия; − формирование умения производить действия с числами, полученными при измерении площади; − формирование умения простые арифметические задачи на нахождение числа по одной его доле, выраженной обыкновенной или десятичной дробью; простые арифметические задачи на нахождение среднего арифметического двух и более чисел; составные задачи на пропорциональное деление, «на части», способом принятия общего количества за единицу; − формирование умения находить площадь круга, длину окружности, выделять сектор и сегмент; − формирование понятия градус (обозначение 1◦), знакомство с транспортиром; − формирование представления о диаграммах (линейные, столбчатые, круговые); − воспитание интереса к математике и стремление использовать знания в повседневной жизни. 3 Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы по учебному предмету «Математика» в 8 классе Личностные результаты: − сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; − сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств; − принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально – значимых мотивов учебной деятельности; − формирование к способности осмыслению картины мира, её временно – пространственной организации. Уровни достижения предметных результатов по учебному предмету «Математика» на конец 8 класса Минимальный уровень: − уметь считать в пределах 100 000 присчитыванием разрядных единиц (1 000, 10 000) устно и с записью чисел (с помощью учителя); счет 137 в пределах 1 000 присчитыванием равных числовых групп по 2, 20, 200, 5, 25, 250; − выполнять сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное число чисел (небольших), полученных при измерении двумя мерами стоимости, длины, массы письменно; − выполнять сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное число, на 10, 100, 1 000 десятичных дробей; − знать способы проверки умножения и деления чисел в пределах 100 000 на однозначное число, круглые десятки, выполненных приемами письменных вычислений, и уметь их выполнять с целью определения правильности вычислений; − знать единицы измерения (мер) площади, уметь их записать и читать; 4 − уметь вычислять площадь прямоугольника (квадрата) (с помощью учителя). Достаточный уровень: − считать в пределах 1 000 000 присчитыванием, отсчитыванием разрядных единиц и равных числовых групп; − выполнять сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное число многозначных чисел в пределах 1 000 000 (полученных при счете и при измерении величин), обыкновенных и десятичных дробей; − выполнять умножение и деление десятичных дробей на 10, 100, 1 000; − находить число по одной его доле, выраженной обыкновенной или десятичной дробью; − уметь находить среднее арифметическое чисел; − выполнять решение простых арифметических задач на пропорциональное деление; − знать величину 1°; размеров прямого, острого, тупого, развернутого, полного углов; суммы смежных углов, углов треугольника; − уметь строить и измерять углы с помощью транспортира; − уметь строить треугольники по заданным длинам сторон и величине углов; − знать единицы измерения (мер) площади, их соотношений; − уметь вычислять площадь прямоугольника (квадрата); − знать формулу вычисления длины окружности, площади круга; уметь вычислять длину окружности и площадь круга по заданной длине радиуса; − уметь построить точку, отрезок, треугольник, четырехугольник, окружность, симметричные относительно оси, центра симметрии. 5 II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ Обучение математике в 8 классе носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит, обучающихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учит использованию математических знаний в различных ситуациях. Распределение учебного материала осуществляется концентрически, что позволяет обеспечить постепенный переход от исключительно теоретическому практического изучению, изучения с математики обязательным учётом к практикозначимости усваиваемых знаний и умений формирования жизненных компетенций. В процессе изучения математики у обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальной недостаточности) развивается элементарное математическое мышление, формируются и корригируются такие его формы, как сравнение, анализ, синтез, развиваются способности к обобщению и конкретизации, создаются условия для коррекции памяти, внимания и других психических функций. Основными организационными формами работы на уроке математики являются: фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная работа, работа в парах. При проведении уроков математики предполагается использование следующих методов: − словесные (рассказ или изложение знаний, беседа, работа по учебнику или другим печатным материалам); − наглядные (наблюдение, демонстрация предметов или их изображений); − предметно - практические (измерение, вычерчивание геометрических фигур, моделирование, нахождение значений числовых выражений); - частично - поисковые (эвристическая беседа, олимпиада, практические работы); 6 − исследовательские (проблемное изложение); − система специальных коррекционно – развивающих приемов; − методы убеждения (словесное разъяснение, убеждение, требование); − методы организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, поручение); − методы стимулирования поведения (похвала, поощрение, взаимооценка). Широкое применение находит проблемное изложение знаний, при котором является создание проблемной ситуации, исследование, поиск правильного ответа. В учебном процессе чаще всего предполагается использование комбинации указанных методов. Комплексное их использование позволяет более полно решать задачи каждого урока. Содержание разделов № п/п Название раздела Количество часов Количество контрольных работ 1. Нумерация чисел в пределах 1000000. Сложение и вычитание целых чисел и десятичных дробей 10 ч. 1 ч. 2. Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей, в том числе чисел, полученных при измерении 14 ч. 1 ч. 3. Обыкновенные дроби. Сложение и вычитание обыкновенных дробей Десятичные дроби и числа, полученные при измерении Арифметические действия с целыми и дробными числами и числами, полученными при измерении площади, выраженными десятичными дробями 15 ч. 2 ч. 13 ч. 1 ч. 13 ч. 1 ч. 6. Геометрический материал 32ч. 7. Повторение 5ч. 4. 5. Итого: 102 ч. 6 ч. 7 8