МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Нижегородской области Управление образования, молодежной политики и спорта администрации Пильнинского муниципального округа Муниципальное общеобразовательное учреждение Медянская средняя школа ПРИЛОЖЕНИЕ 1 к АООП, утвержденной приказом директора от 25.08.2023г № 60 о.д. Рабочая программа по учебному предмету «Чтение (литературное чтение)» 7 класс вариант 1 (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) Медяна 2023 2 Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Чтение (литературное чтение)» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г номер 1026 (https://clck.ru/33NMkR). ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей. Учебный предмет «Чтение (литературное чтение)» относится к предметной области «Язык и речевая практика» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Чтение (литературное чтение)» в 7 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 136 часов в год (4 часа в неделю). Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Чтение (литературное чтение)». Цель обучения – развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекция недостатков мыслительной деятельности. Задачи обучения: − Совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания художественного и научно-познавательного текстов; − развитие навыков речевого общения на материале доступных для понимания художественных и научно-познавательных текстов; − развитие положительных качеств и свойств личности. 3 Рабочая программа по учебному предмету «Чтение (Литературное чтение)» в 7 классе определяет следующие задачи: − формирование качества техники чтения: правильность, осознанность, выразительность, беглость; − формирование у обучающихся чтения про себя, последовательно увеличивая объем читаемого текста и самостоятельность чтения; − развитие полноценного восприятия доступных по содержанию художественных произведений; − развитие умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения; − формирование нравственно-эстетических и гражданско- патриотических норм поведения обучающихся на основе произведений художественной литературы (их содержание позволяет обучающимся осваивать навыки нравственного поведения человека в обществе); − совершенствование техники чтения (чтение с соблюдением логических пауз, не совпадающими со знаками препинания); − закрепление умения выделять главную мысль произведения, называть главных действующих лиц, описывать их внешность, давать характеристику их поступков, подтверждая выводы отрывками из текста, составлять характеристики героев с помощью учителя; − формирование умения выделять в тексте меткие выражения, художественные определения и сравнения, различать оттенки значений слов в тексте; − закрепление умения подробно и кратко пересказывать прочитанное; − закрепление умения конструировать развернутое высказывание, осуществлять контроль за собственной речью, корректировать 4 высказывание по ходу его содержания или после; − закрепление навыка заучивания наизусть; развитие − эмоциональной сферы, эстетических чувств (в произведениях обучающиеся должны научиться видеть красивое и безобразное, борьбу добра и зла, справедливости и несправедливости, уметь различать тружеников и бездельников, защитников Отечества и его врагов и т. п.); − развитие мыслительной деятельности, устранение затруднений в установлении последовательности и связи событий, причинной зависимости явлений, выделение в тексте непонятных слов и выражений, умение пользоваться подстрочным словарем; подбор слов со сходными и противоположными значениями, объяснение слов с помощью учителя, данных в переносном значении; − развитие и коррекция памяти и логического мышления; − выработка жизненно необходимых речевых навыков. Планируемые результаты освоения рабочей программыпо учебному предмету «Чтение» в 7 классе Личностные результаты: − принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; − формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; − способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем; − воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; − развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей; 5 − сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Уровни достижения предметных результатов по учебному предмету «Чтение» в 7 классе Минимальный уровень: − уметь читать вслух правильно, выразительно доступные тексты целыми словами; − уметь читать про себя проанализированные ранее тексты; − отвечать на вопросы учителя; − пересказывать близко к тексту отдельные части произведения, доступные обучающимся по изображённым событиям; − высказывать своё отношение к поступкам героев в доступной учащимся форме; − выделять в тексте незнакомые слова (с помощью учителя); − заучивать стихотворения наизусть (объём текста с учётом особенностей учеников); − принимать участие в уроках внеклассного чтения, выполняя доступные задания по прочитанному тексту. Достаточный уровень: − уметь читать вслух правильно, выразительно, бегло (словосочетанием, в трудных случаях — целым словом); − уметь читать про себя с предварительным заданием лёгкие по содержанию тексты; − выделять тему и идею произведения с помощью учителя; − формулировать вопросы к тексту (с помощью учителя); − делить текст на части или озаглавливать данные части под руководством учителя, в простейших случаях — самостоятельно; − характеризовать главных действующих лиц (с помощью учителя), 6 давать оценку их поступкам; − выделять незнакомые слова в тексте, правильно их объяснять (с помощью учителя); − соотносить читаемые произведения с определённым жанром (с помощью учителя); − заучивать наизусть не менее 10 стихотворений; − читать внеклассную литературу под контролем учителя, участвовать в её обсуждении. Уметь составлять отзывы под руководством учителя. Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью планируемых результатов освоения рабочей программы по учебному предмету «Чтение» в 7 классе Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах: − 0 баллов - нет фиксируемой динамики; − 1 балл - минимальная динамика; − 2 балла - удовлетворительная динамика; − 3 балла - значительная динамика. Критерии оценки предметных результатов Проверку навыков чтения проводят на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием прочитанного по учебнику путём опроса по чтению, пересказу или комбинированного опроса. В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения. При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объёма (на конец года): 7класс 80–100 слов. При оценке принимаются во внимание индивидуальные 7 психофизические особенности обучающегося, акцент делается не на беглость чтения, а на осознанное понимание прочитанного, умение отвечать на вопросы, пересказать текст. Оценка «5» ставится обучающемуся, если он: − читает правильно, бегло, выразительно, с соблюдением норм литературного произношения; выделяет главную мысль произведения или частей рассказа с незначительной помощью учителя; − делит текст на части и озаглавливает их с помощью учителя; − называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки; − отвечает на вопросы по содержанию прочитанного и пересказывает прочитанное полно, правильно, последовательно; − твердо знает наизусть стихотворение и читает их выразительно. Оценка «4» ставится обучающемуся, если он: − читает в основном правильно, бегло; − допускает 1–2 ошибки при чтении и соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; − называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки, допускает неточности в ответах на вопросы при пересказе содержания, исправляет их с помощью учителя; − допускает при чтении стихотворения наизусть 1–2 самостоятельно исправленные ошибки, читает наизусть недостаточно выразительно. Оценка «3» ставится обучающемуся, если он: − читает недостаточно бегло, некоторые слова по слогам; − допускает 3–4 ошибки при чтении и соблюдении синтаксических пауз; − допускает 3–4 ошибки в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию логических ударений; − отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного с помощью учителя; 8 − затрудняется называть главных действующих лиц произведения, характеризовать их поступки; − отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажения основного смысла произведения; обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста. Оценка «2» не ставится. Критерии оценивания пересказа текста Оценка «5» - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного, правильно отвечает на вопрос. Оценка «4» - допускает 1–2 ошибки, неточности, сам их исправляет. Оценка «3» - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки. Оценка «2» - не ставится. Критерии оценивания чтения стихотворения наизусть Оценка «5» - твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает. Оценка «4» - знает наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности. Оценка «3» - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста. Оценка «2» - не ставится. 9 Содержание обучения Обучение чтению в 7 классе носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит обучающихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учит использованию знаний русского языка в различных ситуациях. На уроке чтения в старших классах учитель использует в комбинации различные формы работы: групповую, индивидуальную и парную. В методических аппаратах книг для чтения предусмотрены задания, выполнение которых должно проходить в парах или группе. Учителю необходимо варьировать формы работы в связи с весьма разнородным составом класса обучающихся. Наряду с использованием заданий разной степени сложности и постоянной сменой видов деятельности, комбинации различных форм работы помогут в осуществлении индивидуальнодифференцированного подхода и сделают урок интересным и разнообразным. На уроках чтения в старших классах учитель пользуется, как правило, классической классификацией методов обучения: − словесные методы: рассказ, объяснение, беседа − наглядные методы: демонстрация натуральных объектов, ТСО, таблиц, схем, иллюстраций и т. п. − практические методы: работа с книгой, учебником, наблюдение, лабораторно-практическая работа, игра, упражнение, программированное обучение, проблемное обучение. Помимо этих методов на уроках чтения в старших классах, особенно в 7–9 классах, возможно использование методов другой классификации: − объяснительно-иллюстративный метод (учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти); 10 − репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации); − метод проблемного изложения (учитель ставит проблему и показывает путь её решения); − частично-поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению проблемы); − исследовательский метод (учитель направляет, дети самостоятельно исследуют). Тематическое планирование № Название раздела, темы п/п Количество Контрольные часов работы Внеклассное чтение 1 Устное народное творчество 15 2 (тест) 1 2 Из произведений русской 44 7 (тест) 3 русской 69 7 (тест) 4 128 16 8 литературы XIX века 3 Из произведений литературы XX века Итого: 11 12