РП_7_Чтение

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Нижегородской области
Управление
образования, молодежной политики и спорта администрации Пильнинского муниципального
округа
Муниципальное общеобразовательное учреждение Медянская средняя школа

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 к АООП,
утвержденной
приказом директора
от 25.08.2023г № 60 о.д.

Рабочая программа
по учебному предмету
«Чтение (литературное чтение)»
7 класс
вариант 1
(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)

Медяна 2023
2

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение (литературное
чтение)» составлена на основе Федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1),
утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г
номер 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом
реализации

особых

образовательных

потребностей,

а

также

индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Чтение (литературное чтение)» относится к
предметной области «Язык и речевая практика» и является обязательной
частью учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному
предмету «Чтение (литературное чтение)» в 7 классе рассчитана на 34
учебные недели и составляет 136 часов в год (4 часа в неделю).
Федеральная

адаптированная

основная

общеобразовательная

программа определяет цель и задачи учебного предмета «Чтение
(литературное чтение)».
Цель обучения – развитие коммуникативно-речевых навыков и
коррекция недостатков мыслительной деятельности.
Задачи обучения:
− Совершенствование навыка полноценного чтения как основы
понимания художественного и научно-познавательного текстов;
− развитие навыков речевого общения на материале доступных для
понимания художественных и научно-познавательных текстов;
− развитие положительных качеств и свойств личности.

3

Рабочая программа по учебному предмету «Чтение (Литературное
чтение)» в 7 классе определяет следующие задачи:
−

формирование

качества

техники

чтения:

правильность,

осознанность, выразительность, беглость;
− формирование у обучающихся чтения про себя, последовательно
увеличивая объем читаемого текста и самостоятельность чтения;
− развитие полноценного восприятия доступных по содержанию
художественных произведений;
− развитие умения не только отвечать на вопросы, но и ставить
вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь
естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко,
выборочно, от лица различных героев произведения;
−

формирование

нравственно-эстетических

и

гражданско-

патриотических норм поведения обучающихся на основе произведений
художественной литературы (их содержание позволяет обучающимся
осваивать навыки нравственного поведения человека в обществе);
− совершенствование

техники

чтения

(чтение

с

соблюдением

логических пауз, не совпадающими со знаками препинания);
− закрепление умения выделять главную

мысль

произведения,

называть главных действующих лиц, описывать их внешность, давать
характеристику их поступков, подтверждая выводы отрывками из текста,
составлять характеристики героев с помощью учителя;
− формирование умения выделять в тексте меткие выражения,
художественные определения и сравнения, различать оттенки значений
слов в тексте;
− закрепление умения подробно и кратко пересказывать прочитанное;
− закрепление умения конструировать развернутое высказывание,
осуществлять

контроль

за

собственной

речью,

корректировать

4

высказывание по ходу его содержания или после;
− закрепление навыка заучивания наизусть;
развитие

−

эмоциональной

сферы,

эстетических

чувств

(в

произведениях обучающиеся должны научиться видеть красивое и
безобразное, борьбу добра и зла, справедливости и несправедливости, уметь
различать тружеников и бездельников, защитников Отечества и его врагов
и т. п.);
− развитие мыслительной деятельности, устранение затруднений в
установлении

последовательности

и

связи

событий,

причинной

зависимости явлений, выделение в тексте непонятных слов и выражений,
умение пользоваться подстрочным словарем; подбор слов со сходными и
противоположными значениями, объяснение слов с помощью учителя,
данных в переносном значении;
− развитие и коррекция памяти и логического мышления;
− выработка жизненно необходимых речевых навыков.

Планируемые результаты освоения рабочей программыпо
учебному предмету «Чтение» в 7 классе
Личностные результаты:
− принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
− формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками
в разных социальных ситуациях;
− способность к осмыслению социального окружения, своего места в
нем;
− воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
− развитие

этических

чувств,

проявление

доброжелательности,

эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление
сопереживания к чувствам других людей;
5

− сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.
Уровни достижения предметных результатов
по учебному предмету «Чтение» в 7 классе
Минимальный уровень:
− уметь читать вслух правильно, выразительно доступные тексты

целыми словами;
− уметь читать про себя проанализированные ранее тексты;
− отвечать на вопросы учителя;
− пересказывать близко к тексту отдельные части произведения,

доступные обучающимся по изображённым событиям;
− высказывать своё отношение к поступкам героев в доступной

учащимся форме;
− выделять в тексте незнакомые слова (с помощью учителя);
− заучивать

стихотворения

наизусть

(объём

текста

с

учётом

особенностей учеников);
− принимать участие в уроках

внеклассного чтения, выполняя

доступные задания по прочитанному тексту.
Достаточный уровень:
− уметь

читать

вслух

правильно,

выразительно,

бегло

(словосочетанием, в трудных случаях — целым словом);
− уметь читать про себя с предварительным заданием лёгкие по

содержанию тексты;
− выделять тему и идею произведения с помощью учителя;
− формулировать вопросы к тексту (с помощью учителя);
− делить текст на части или озаглавливать данные части под

руководством учителя, в простейших случаях — самостоятельно;
− характеризовать главных действующих лиц (с помощью учителя),

6

давать оценку их поступкам;
− выделять незнакомые слова в тексте, правильно их объяснять (с

помощью учителя);
− соотносить читаемые произведения с определённым жанром (с

помощью учителя);
− заучивать наизусть не менее 10 стихотворений;
− читать внеклассную литературу под контролем учителя, участвовать

в её обсуждении. Уметь составлять отзывы под руководством учителя.
Система оценки достижения обучающимися
с умственной отсталостью планируемых результатов освоения
рабочей программы по учебному предмету «Чтение» в 7 классе
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
− 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
− 1 балл - минимальная динамика;
− 2 балла - удовлетворительная динамика;
− 3 балла - значительная динамика.
Критерии оценки предметных результатов
Проверку навыков чтения проводят на основе повседневных
наблюдений за чтением и пониманием прочитанного по учебнику путём
опроса по чтению, пересказу или комбинированного опроса.
В начале, середине и конце учебного года проводится проверка
техники чтения.
При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые,
но доступные тексты примерно следующего объёма (на конец года): 7класс
80–100 слов.
При

оценке

принимаются

во

внимание

индивидуальные

7

психофизические особенности обучающегося, акцент делается не на
беглость чтения, а на осознанное понимание прочитанного, умение
отвечать на вопросы, пересказать текст.
Оценка «5» ставится обучающемуся, если он:
− читает правильно, бегло, выразительно, с соблюдением норм

литературного произношения; выделяет главную мысль произведения или
частей рассказа с незначительной помощью учителя;
− делит текст на части и озаглавливает их с помощью учителя;
− называет главных действующих лиц произведения, характеризует их

поступки;
− отвечает на вопросы по содержанию прочитанного и пересказывает

прочитанное полно, правильно, последовательно;
− твердо знает наизусть стихотворение и читает их выразительно.

Оценка «4» ставится обучающемуся, если он:
− читает в основном правильно, бегло;
− допускает 1–2 ошибки при чтении и соблюдении смысловых пауз,

знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений;
− называет главных действующих лиц произведения, характеризует их

поступки, допускает неточности в ответах на вопросы при пересказе
содержания, исправляет их с помощью учителя;
− допускает при чтении стихотворения наизусть 1–2 самостоятельно

исправленные ошибки, читает наизусть недостаточно выразительно.
Оценка «3» ставится обучающемуся, если он:
− читает недостаточно бегло, некоторые слова по слогам;
− допускает 3–4

ошибки при чтении и соблюдении синтаксических

пауз;
− допускает 3–4

ошибки в соблюдении смысловых пауз, знаков

препинания, передающих интонацию логических ударений;
− отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного с

помощью учителя;

8

− затрудняется называть главных действующих лиц произведения,

характеризовать их поступки;
− отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно,

допускает искажения основного смысла произведения; обнаруживает при
чтении наизусть нетвердое усвоение текста.
Оценка «2» не ставится.
Критерии оценивания пересказа текста
Оценка

«5»

-

пересказывает

содержание

прочитанного

самостоятельно, последовательно, не упуская главного, правильно
отвечает на вопрос.
Оценка «4» - допускает 1–2 ошибки, неточности, сам их исправляет.
Оценка «3» - пересказывает при помощи наводящих вопросов
учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного,
допускает речевые ошибки.
Оценка «2» - не ставится.
Критерии оценивания чтения стихотворения наизусть
Оценка «5» - твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно
читает.
Оценка «4» - знает наизусть, но допускает при чтении перестановку
слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.
Оценка «3» - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое
усвоение текста.
Оценка «2» - не ставится.

9

Содержание обучения
Обучение чтению в 7 классе носит практическую направленность и
тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит
обучающихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и
навыками, учит использованию знаний русского языка в различных
ситуациях.
На уроке чтения в старших классах учитель использует в комбинации
различные формы работы: групповую, индивидуальную и парную. В
методических аппаратах книг для чтения предусмотрены задания,
выполнение которых должно проходить в парах или группе. Учителю
необходимо варьировать формы работы в связи с весьма разнородным
составом класса обучающихся. Наряду с использованием заданий разной
степени сложности и постоянной сменой видов деятельности, комбинации
различных форм работы помогут в осуществлении индивидуальнодифференцированного

подхода

и

сделают

урок

интересным

и

разнообразным.
На уроках чтения в старших классах учитель пользуется, как правило,
классической классификацией методов обучения:
−

словесные методы: рассказ, объяснение, беседа

− наглядные методы: демонстрация натуральных объектов, ТСО,

таблиц, схем, иллюстраций и т. п.
− практические методы: работа с книгой, учебником, наблюдение,

лабораторно-практическая работа, игра, упражнение, программированное
обучение, проблемное обучение.
Помимо этих методов на уроках чтения в старших классах, особенно
в 7–9 классах, возможно использование методов другой классификации:
− объяснительно-иллюстративный метод (учитель объясняет, а дети

воспринимают, осознают и фиксируют в памяти);
10

− репродуктивный

метод

(воспроизведение

и

применение

информации);
− метод

проблемного

изложения (учитель ставит проблему и

показывает путь её решения);
− частично-поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к

решению проблемы);
− исследовательский метод (учитель направляет, дети самостоятельно

исследуют).

Тематическое планирование
№

Название раздела, темы

п/п

Количество Контрольные
часов
работы

Внеклассное
чтение

1

Устное народное творчество

15

2 (тест)

1

2

Из произведений

русской

44

7 (тест)

3

русской

69

7 (тест)

4

128

16

8

литературы XIX века
3

Из произведений
литературы XX века
Итого:

11

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».