МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Нижегородской области
Управление
образования, молодежной политики и спорта администрации Пильнинского муниципального
округа
Муниципальное общеобразовательное учреждение Медянская средняя школа
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 к АООП,
утвержденной
приказом директора
от 25.08.2023г № 60 о.д.
Рабочая программа
по учебному предмету
«Чтение (литературное чтение)»
7 класс
вариант 1
(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)
Медяна 2023
2
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение (литературное
чтение)» составлена на основе Федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1),
утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г
номер 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом
реализации
особых
образовательных
потребностей,
а
также
индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Чтение (литературное чтение)» относится к
предметной области «Язык и речевая практика» и является обязательной
частью учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному
предмету «Чтение (литературное чтение)» в 7 классе рассчитана на 34
учебные недели и составляет 136 часов в год (4 часа в неделю).
Федеральная
адаптированная
основная
общеобразовательная
программа определяет цель и задачи учебного предмета «Чтение
(литературное чтение)».
Цель обучения – развитие коммуникативно-речевых навыков и
коррекция недостатков мыслительной деятельности.
Задачи обучения:
− Совершенствование навыка полноценного чтения как основы
понимания художественного и научно-познавательного текстов;
− развитие навыков речевого общения на материале доступных для
понимания художественных и научно-познавательных текстов;
− развитие положительных качеств и свойств личности.
3
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение (Литературное
чтение)» в 7 классе определяет следующие задачи:
−
формирование
качества
техники
чтения:
правильность,
осознанность, выразительность, беглость;
− формирование у обучающихся чтения про себя, последовательно
увеличивая объем читаемого текста и самостоятельность чтения;
− развитие полноценного восприятия доступных по содержанию
художественных произведений;
− развитие умения не только отвечать на вопросы, но и ставить
вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь
естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко,
выборочно, от лица различных героев произведения;
−
формирование
нравственно-эстетических
и
гражданско-
патриотических норм поведения обучающихся на основе произведений
художественной литературы (их содержание позволяет обучающимся
осваивать навыки нравственного поведения человека в обществе);
− совершенствование
техники
чтения
(чтение
с
соблюдением
логических пауз, не совпадающими со знаками препинания);
− закрепление умения выделять главную
мысль
произведения,
называть главных действующих лиц, описывать их внешность, давать
характеристику их поступков, подтверждая выводы отрывками из текста,
составлять характеристики героев с помощью учителя;
− формирование умения выделять в тексте меткие выражения,
художественные определения и сравнения, различать оттенки значений
слов в тексте;
− закрепление умения подробно и кратко пересказывать прочитанное;
− закрепление умения конструировать развернутое высказывание,
осуществлять
контроль
за
собственной
речью,
корректировать
4
высказывание по ходу его содержания или после;
− закрепление навыка заучивания наизусть;
развитие
−
эмоциональной
сферы,
эстетических
чувств
(в
произведениях обучающиеся должны научиться видеть красивое и
безобразное, борьбу добра и зла, справедливости и несправедливости, уметь
различать тружеников и бездельников, защитников Отечества и его врагов
и т. п.);
− развитие мыслительной деятельности, устранение затруднений в
установлении
последовательности
и
связи
событий,
причинной
зависимости явлений, выделение в тексте непонятных слов и выражений,
умение пользоваться подстрочным словарем; подбор слов со сходными и
противоположными значениями, объяснение слов с помощью учителя,
данных в переносном значении;
− развитие и коррекция памяти и логического мышления;
− выработка жизненно необходимых речевых навыков.
Планируемые результаты освоения рабочей программыпо
учебному предмету «Чтение» в 7 классе
Личностные результаты:
− принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
− формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками
в разных социальных ситуациях;
− способность к осмыслению социального окружения, своего места в
нем;
− воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
− развитие
этических
чувств,
проявление
доброжелательности,
эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление
сопереживания к чувствам других людей;
5
− сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.
Уровни достижения предметных результатов
по учебному предмету «Чтение» в 7 классе
Минимальный уровень:
− уметь читать вслух правильно, выразительно доступные тексты
целыми словами;
− уметь читать про себя проанализированные ранее тексты;
− отвечать на вопросы учителя;
− пересказывать близко к тексту отдельные части произведения,
доступные обучающимся по изображённым событиям;
− высказывать своё отношение к поступкам героев в доступной
учащимся форме;
− выделять в тексте незнакомые слова (с помощью учителя);
− заучивать
стихотворения
наизусть
(объём
текста
с
учётом
особенностей учеников);
− принимать участие в уроках
внеклассного чтения, выполняя
доступные задания по прочитанному тексту.
Достаточный уровень:
− уметь
читать
вслух
правильно,
выразительно,
бегло
(словосочетанием, в трудных случаях — целым словом);
− уметь читать про себя с предварительным заданием лёгкие по
содержанию тексты;
− выделять тему и идею произведения с помощью учителя;
− формулировать вопросы к тексту (с помощью учителя);
− делить текст на части или озаглавливать данные части под
руководством учителя, в простейших случаях — самостоятельно;
− характеризовать главных действующих лиц (с помощью учителя),
6
давать оценку их поступкам;
− выделять незнакомые слова в тексте, правильно их объяснять (с
помощью учителя);
− соотносить читаемые произведения с определённым жанром (с
помощью учителя);
− заучивать наизусть не менее 10 стихотворений;
− читать внеклассную литературу под контролем учителя, участвовать
в её обсуждении. Уметь составлять отзывы под руководством учителя.
Система оценки достижения обучающимися
с умственной отсталостью планируемых результатов освоения
рабочей программы по учебному предмету «Чтение» в 7 классе
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
− 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
− 1 балл - минимальная динамика;
− 2 балла - удовлетворительная динамика;
− 3 балла - значительная динамика.
Критерии оценки предметных результатов
Проверку навыков чтения проводят на основе повседневных
наблюдений за чтением и пониманием прочитанного по учебнику путём
опроса по чтению, пересказу или комбинированного опроса.
В начале, середине и конце учебного года проводится проверка
техники чтения.
При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые,
но доступные тексты примерно следующего объёма (на конец года): 7класс
80–100 слов.
При
оценке
принимаются
во
внимание
индивидуальные
7
психофизические особенности обучающегося, акцент делается не на
беглость чтения, а на осознанное понимание прочитанного, умение
отвечать на вопросы, пересказать текст.
Оценка «5» ставится обучающемуся, если он:
− читает правильно, бегло, выразительно, с соблюдением норм
литературного произношения; выделяет главную мысль произведения или
частей рассказа с незначительной помощью учителя;
− делит текст на части и озаглавливает их с помощью учителя;
− называет главных действующих лиц произведения, характеризует их
поступки;
− отвечает на вопросы по содержанию прочитанного и пересказывает
прочитанное полно, правильно, последовательно;
− твердо знает наизусть стихотворение и читает их выразительно.
Оценка «4» ставится обучающемуся, если он:
− читает в основном правильно, бегло;
− допускает 1–2 ошибки при чтении и соблюдении смысловых пауз,
знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений;
− называет главных действующих лиц произведения, характеризует их
поступки, допускает неточности в ответах на вопросы при пересказе
содержания, исправляет их с помощью учителя;
− допускает при чтении стихотворения наизусть 1–2 самостоятельно
исправленные ошибки, читает наизусть недостаточно выразительно.
Оценка «3» ставится обучающемуся, если он:
− читает недостаточно бегло, некоторые слова по слогам;
− допускает 3–4
ошибки при чтении и соблюдении синтаксических
пауз;
− допускает 3–4
ошибки в соблюдении смысловых пауз, знаков
препинания, передающих интонацию логических ударений;
− отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного с
помощью учителя;
8
− затрудняется называть главных действующих лиц произведения,
характеризовать их поступки;
− отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно,
допускает искажения основного смысла произведения; обнаруживает при
чтении наизусть нетвердое усвоение текста.
Оценка «2» не ставится.
Критерии оценивания пересказа текста
Оценка
«5»
-
пересказывает
содержание
прочитанного
самостоятельно, последовательно, не упуская главного, правильно
отвечает на вопрос.
Оценка «4» - допускает 1–2 ошибки, неточности, сам их исправляет.
Оценка «3» - пересказывает при помощи наводящих вопросов
учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного,
допускает речевые ошибки.
Оценка «2» - не ставится.
Критерии оценивания чтения стихотворения наизусть
Оценка «5» - твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно
читает.
Оценка «4» - знает наизусть, но допускает при чтении перестановку
слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.
Оценка «3» - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое
усвоение текста.
Оценка «2» - не ставится.
9
Содержание обучения
Обучение чтению в 7 классе носит практическую направленность и
тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит
обучающихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и
навыками, учит использованию знаний русского языка в различных
ситуациях.
На уроке чтения в старших классах учитель использует в комбинации
различные формы работы: групповую, индивидуальную и парную. В
методических аппаратах книг для чтения предусмотрены задания,
выполнение которых должно проходить в парах или группе. Учителю
необходимо варьировать формы работы в связи с весьма разнородным
составом класса обучающихся. Наряду с использованием заданий разной
степени сложности и постоянной сменой видов деятельности, комбинации
различных форм работы помогут в осуществлении индивидуальнодифференцированного
подхода
и
сделают
урок
интересным
и
разнообразным.
На уроках чтения в старших классах учитель пользуется, как правило,
классической классификацией методов обучения:
−
словесные методы: рассказ, объяснение, беседа
− наглядные методы: демонстрация натуральных объектов, ТСО,
таблиц, схем, иллюстраций и т. п.
− практические методы: работа с книгой, учебником, наблюдение,
лабораторно-практическая работа, игра, упражнение, программированное
обучение, проблемное обучение.
Помимо этих методов на уроках чтения в старших классах, особенно
в 7–9 классах, возможно использование методов другой классификации:
− объяснительно-иллюстративный метод (учитель объясняет, а дети
воспринимают, осознают и фиксируют в памяти);
10
− репродуктивный
метод
(воспроизведение
и
применение
информации);
− метод
проблемного
изложения (учитель ставит проблему и
показывает путь её решения);
− частично-поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к
решению проблемы);
− исследовательский метод (учитель направляет, дети самостоятельно
исследуют).
Тематическое планирование
№
Название раздела, темы
п/п
Количество Контрольные
часов
работы
Внеклассное
чтение
1
Устное народное творчество
15
2 (тест)
1
2
Из произведений
русской
44
7 (тест)
3
русской
69
7 (тест)
4
128
16
8
литературы XIX века
3
Из произведений
литературы XX века
Итого:
11
12