МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Нижегородской области Управление образования, молодежной политики и спорта администрации Пильнинского муниципального округа Муниципальное общеобразовательное учреждение Медянская средняя школа Приложение 1 Утверждена приказом директора от 25.08.2023г № 60 о.д. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Математика» 7 класс вариант 1 (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) Медяна 2023г ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR). ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей. Учебный предмет «Математика» относится к предметной области «Математика» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Математика» в 7 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 102 часа в год (3 часа в неделю). Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Математика». Цель обучения - максимальное общее развитие обучающихся, коррекция недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого обучающегося на разных этапах обучения. Задачи обучения: − формирование и развитие математических знаний и умений, необходимых для решения практических задач в учебной и трудовой деятельности, используемых в повседневной жизни; − коррекция недостатков познавательной деятельности и повышение уровня общего развития; 2 − воспитание положительных качеств и свойств личности. Рабочая программа по учебному предмету «Математика» в 7 классе определяет следующие задачи: − совершенствование устных и письменных вычислительных навыков в пределах 1 000 000; − совершенствование умения выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение; − формирование умения приводить дробь к общему знаменателю; − формирование умения складывать и вычитать обыкновенные дроби с разными знаменателями; − формирование умения выполнять умножение и деление многозначных чисел на двузначное число в пределах 1 000 000; − формирование умения нахождения десятичных дробей; − совершенствование умения решать составные арифметические задачи (3 - 4 действия); − формирование умения решать задачи, связанные с производственным процессом (производительность труда, время, объём всей работы); − формирование умения решать задачи, связанные с процессом изготовления товара (расход на предмет, количество предметов, общий расход); − совершенствование умения решать задачи на расчет стоимости товара (цена, количество, общая стоимость); − формирование умения решать задачи на время (начало, конец, продолжительность события); − совершенствование умения решать задачи на нахождение части целого; − совершенствование умения решать простые и составные арифметические задачи на движение (скорость, время, пройденный путь); 3 − совершенствование умения решать простые и составные задачи геометрического содержания, требующие вычисления периметра прямоугольника (квадрата); − формирование построения геометрических фигур (параллелограмм, ромб), симметрично расположенных относительно оси, центра симметрии; − воспитание интереса к математике, стремления использовать знания в повседневной жизни. Планируемые результаты освоения рабочей программы по учебному предмету «Математика» в 7 классе Личностные результаты: − формирование адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; − сформирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; − наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным ценностям; − формирование эстетических чувств, отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей. Уровни достижения предметных результатов по учебному предмету «Математика» на конец 7 класса Минимальный уровень: − знать числовой ряд 1—100 000 в прямом порядке (с помощью учителя); − уметь читать, записывать под диктовку числа в пределах 100 000 (в том числе с использованием калькулятора); − уметь получать числа из разрядных слагаемых в пределах 100 000; 4 − уметь выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100 000 без перехода через разряд (легкие случаи) приемами устных вычислений (в том числе с использованием калькулятора); − уметь выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100 000 без перехода через разряд и с переходом через разряд приемами письменных вычислений (в том числе с использованием калькулятора); − знать алгоритм выполнения сложения и вычитания чисел с помощью калькулятора; − уметь использовать калькулятор с целью проверки правильности вычислений (устных и письменных); − уметь выполнять умножение и деление чисел в пределах 100 000 на однозначное число, двузначное число, круглые десятки приемами письменных вычислений (лёгкие случаи), в том числе с использованием калькулятора; − уметь выполнять умножение и деление чисел на 10, 100, 1000 в пределах 100 000; − уметь выполнять сложение и вычитание чисел (небольших), полученных при измерении двумя мерами стоимости, длины, массы письменно (с помощью учителя); − уметь выполнять умножение и деление чисел (небольших), полученных при измерении двумя мерами стоимости, длины, массы на однозначное число письменно (с помощью учителя); − знать десятичные дроби, уметь их записывать, читать, сравнивать; − уметь выполнять сложение и вычитание десятичных дробей, имеющие в записи менее 5 знаков (цифр), в том числе с использованием калькулятора; − уметь выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями, смешанные числа (в знаменателе числа 5—20, с 5 помощью учителя), без преобразований чисел, полученных в сумме или разности; − уметь выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями, включая смешанные числа (лёгкие случаи), с помощью учителя; − уметь выполнять сложение и вычитание десятичных дробей (с помощью учителя); − уметь решать арифметические задачи в 2 действия; − уметь решать задачи на расчет стоимости (цена, количество, общая стоимость товара); − уметь решать задачи на время (начало, конец, продолжительность события); − уметь решать задачи на нахождение скорости, времени, расстояния; − уметь решать простые арифметические задачи на нахождение одной и нескольких частей от числа; − уметь выполнять построение с помощью линейки, чертёжного угольника, циркуля линий, углов, окружностей, в разном положении на плоскости; − знать свойства элементов многоугольника (параллелограмм); − узнавать симметричные предметы, геометрических фигур; находить ось симметрии симметричного плоского предмета. Достаточный уровень: − знать числовой ряд в пределах 1 000 000 в прямом и обратном порядке; − знать место каждого числа в числовом ряду в пределах 1 000 000; − знать разряды и классы в пределах 1 000 000; − уметь пользоваться нумерационной таблицей для записи и чтения чисел; 6 − уметь получать и раскладывать числа из разрядных слагаемых в пределах 1 000 000; − уметь сравнивать числа в пределах 1 000 000; − уметь выполнять сложение и вычитание многозначных чисел в пределах 1 000 000: без перехода через разряд (легкие случаи) приемами устных вычислений; − уметь выполнять сложение и вычитание многозначных чисел в пределах 1 000 000 без перехода через разряд и с переходом через разряд приемами письменных вычислений с последующей проверкой; − уметь выполнять умножение и деление чисел в пределах 100 000 на однозначное число, двузначное число, круглые десятки, деление с остатком приемами письменных вычислений, с последующей проверкой правильности вычислений; − уметь выполнять умножение и деление чисел на 10, 100, 1000 в пределах 100 000; − уметь выполнять сложение и вычитание чисел, полученных при измерении двумя единицами мерами стоимости, длины, массы письменно; − уметь выполнять умножение и деление чисел, полученных при измерении двумя единицами (мерами) стоимости, длины, массы, на однозначное число, круглые десятки, двузначное число письменно; − уметь выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями, включая смешанные числа; − уметь выполнять вычитание обыкновенных дробей из целого числа (целые числа от 1 – 20); − уметь выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями, включая смешанные числа; − уметь приводить обыкновенные дроби к общему знаменателю (легкие случаи); 7 − знать десятичные дроби, уметь их записывать, читать, сравнивать, выполнять преобразования десятичных дробей; − уметь записывать числа, полученные при измерении стоимости, длины, массы, в виде десятичных дробей; − уметь выполнять сложение и вычитание десятичных дробей; − уметь выполнять сложение и вычитание чисел, полученных при измерении двумя мерами времени (легкие случаи); − уметь составлять и решать простые арифметические задачи на определение продолжительности, начала и окончания события; − уметь решать составные задачи в 3 -4 арифметических действия; − уметь решать задачи на расчет стоимости (цена, количество, общая стоимость товара); − уметь решать задачи на время (начало, конец, продолжительность события); − уметь выполнять решение простых задач на соотношение: расстояние, скорость, время; − уметь выполнять решение и составление задач на одновременное и противоположное движение двух тел; − уметь выполнять построение с помощью линейки, чертёжного угольника, циркуля, линий, углов, многоугольников, окружностей, в разном положении на плоскости, в том числе симметричных относительно оси, центра симметрии; − знать виды четырехугольников: произвольный, параллелограмм, ромб, прямоугольник, квадрат; свойства сторон, углов; приемы построения; − узнавать симметричные предметы, геометрических фигур; находить ось симметрии симметричного плоского предмета; − уметь располагать предметы симметрично относительно оси, центра симметрии. 8 СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ Обучение математике в 7 классе носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит обучающихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учит использованию математических знаний в различных ситуациях. Распределение учебного материала осуществляется концентрически, что позволяет обеспечить постепенный переход от исключительно практического изучения математики к практико-теоретическому изучению, с обязательным учётом значимости усваиваемых знаний и умений формирования жизненных компетенций. В процессе изучения математики у обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальной недостаточности) развивается элементарное математическое мышление, формируются и корригируются такие его формы, как сравнение, анализ, синтез, развиваются способности к обобщению и конкретизации, создаются условия для коррекции памяти, внимания и других психических функций. Основными организационными формами работы на уроке математики являются: фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная работа, работа в парах. При проведении уроков математики предполагается использование следующих методов: − словесные (рассказ или изложение знаний, беседа, работа по учебнику или другим печатным материалам); − наглядные (наблюдение, демонстрация предметов или их изображений); − предметно - практические (измерение, вычерчивание геометрических фигур, моделирование, нахождение значений числовых выражений); 9 − частично - поисковые (эвристическая беседа, олимпиада, практические работы); − исследовательские (проблемное изложение); − система специальных коррекционно – развивающих методов; − методы убеждения (словесное разъяснение, убеждение, требование); − методы организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, поручение); − методы стимулирования поведения (похвала, поощрение, взаимооценка). Широкое применение находит проблемное изложение знаний, при котором является создание проблемной ситуации, исследование, поиск правильного ответа. В учебном процессе чаще всего предполагается использование комбинации указанных методов. Комплексное их использование позволяет более полно решать задачи каждого урока. Содержание разделов № Название раздела, темы п/п 1 Нумерация. Арифметические действия с чис- Количество Контрольные часов работы 17 1 13 2 32 3 лами в пределах 1 000 000 2 Умножение и деление чисел на однозначное число 3 Арифметические действия с числам, полученные при измерении 4 Обыкновенные дроби 7 1 5 Десятичные дроби 14 1 6 Повторение пройденного 3 1 7 Геометрический материал 16 Итого 102 9 10 11