РП_7_География

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Нижегородской области
Управление образования, молодёжной политики и спорта администрации
Пильнинского муниципального округа
Муниципальное общеобразовательное учреждение Медянская средняя школа

Приложение 1 к АООП,
утвержденной
приказом директора
от 25.08.2023 г. № 60 о.д.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«География»
7 класс
вариант 1
(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)

с. Медяна
2023

I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «География» составлена
на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом
Министерства

просвещения

России

от

24.11.2022г.

№

1026

(https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных
особенностей и возможностей.
Учебный предмет «География» относится к предметной области
«Естествознание» и является обязательной частью учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному
предмету «География» в 7 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов в год (2 часа в неделю).
ФАООП УО (вариант 1) определяет цель и задачи учебного предмета «География».
Цель обучения - сформировать у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки
разнообразных природных, социально-экономических и экологических
процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в окружающей среде.
Задачи обучения:
− формирование представлений о географии и ее роли в понимании
природных и социально-экономических процессов и их взаимосвязей;

2

− формирование представлений об особенностях природы, жизни,
культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах
России, разных материков и отдельных стран;
− формирование умения выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
− формирование умений и навыков использования географических
знаний в повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в
случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф;
− овладение основами катастрофической грамотности и использование
элементарных практических умений и приемов использования географической карты для получения географической информации;
− формирование умения вести наблюдения за объектами, процессами и
явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий.
Федеральная рабочая программа по учебному предмету «География»
в 7 классе определяет следующие задачи:
− формирование элементарных, но научных и систематических сведений о природе, населении, хозяйстве России;
− знакомство с культурой и бытом народов России, достопримечательностями разных уголков нашей Родины.
− знакомство с особенностями взаимодействия человека и природы.

Планируемые результаты освоения рабочей программы
по учебному предмету «География» в 7 классе
Личностные результаты:
− осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

3

− формирование чувства патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России, ценностям многонационального российского общества;
− формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку и его мнению.
− формирование ценности здорового и безопасного образа жизни, знание и соблюдение правил индивидуального и коллективного безопасного
поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей (наводнения, лавина, сель, шторм, ураган и т.п.);
− формирование правильного отношения к окружающей (природной)
среде; знать и использовать на практике правила поведения в природе, ее
сохранения и рационального использования, принимать участие в мероприятиях по охране природы;
− принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление
социально значимых мотивов учебной деятельности;
− формирование уважительного отношения к труду, развитие опыта
участия в социально значимом труде.
Уровни достижения предметных результатов
по учебному предмету «География» в 7 классе
Минимальный уровень:
− иметь представлений об особенностях природы, жизни, культуры и
хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России;
− понимать географическую карту: декодировать условные знаки
карты;
− показывать на карте (с помощью вспомогательных средств –
генерализация

линий

рек,

пунсоны,

таблички

с

названиями)

географические объекты, указанные в программе;

4

− определять направления на карте с опорой на вспомогательные
средства;
− показывать границы России на физической карте РФ;
− показывать на карте природные зоны. называть природные зоны с
опорой на карту;
− принимать участие в мероприятиях по охране окружающей среды;
правильно вести себя в природе;
− делать несложные макеты изучаемых природных зон (с группой обучающихся) под руководством учителя;
− выделять,

описывать

существенные

признаки

географических

объектов и явлений с помощью учителя;
− использовать географические знаний в повседневной жизни для
объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории
проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий
и техногенных катастроф.
Достаточный уровень:
− показывать границы России на глобусе, карте полушарий, физической карте и карте природных зон России, давать элементарное описание
природы по зонам, пользуясь картинами, картами и планом;
− показывать по картам (физической и природных зон России) географические объекты, указанные в программе;
− устанавливать простейшие взаимосвязи между климатом, растительным и животным миром, природными условиями и занятиями населения;
− выделять,

описывать

и

объяснять

существенные

признаки

географических объектов и явлений с помощью учителя;
− сравнивать географические объекты, факты, явления, события по
заданным критериям;

5

− вести

наблюдения

за

объектами,

процессами

и

явлениями

географической среды, оценивать их изменения в результате природных и
антропогенных воздействий;
− находить в различных источниках, указанных учителем, учебную
информацию;
− называть и показывать на иллюстрациях изученные культурные и
исторические памятники своей области.
Система оценки достижения обучающимися
с умственной отсталостью планируемых результатов освоения
рабочей программы по учебному предмету «География» в 7 классе
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
− 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
− 1 балл - минимальная динамика;
− 2 балла - удовлетворительная динамика;
− 3 балла - значительная динамика.
Критерии оценки предметных результатов
Оценка «5» ставится, если обучающийся:
− ориентируется на карте, находит и показывает географические объекты самостоятельно;
− понимает смысл вопроса и отвечает на вопросы полными распространенными предложениями;
− соблюдается связность слов в предложении. Приводит примеры,
подтверждающие высказанное суждение;
− классифицирует объекты на группы по существенным признакам;
− дает последовательное описание объекта, раскрывающее его существенные признаки и свойства;
6

− правильно устанавливает причинно-следственные связи.
Оценка «4» ставится, если обучающийся:
− ориентируется на карте, но имеются неточности при нахождении и
показе объекта;
− дает полные ответы на вопросы, но нарушена связность слов в построении предложении;
− не полно выделяет существенные признаки объекта, нарушена последовательность в описании объекта, явления.
Оценка «3» ставится, если обучающийся:
− испытывает затруднения в правильном показе изученных объектов
на карте;
− дает неточный или неполный ответ на поставленный вопрос,
− материал излагает недостаточно полно и последовательно, нуждается
в помощи учителя;
− испытывает трудности при классификации объектов на группы;
− самостоятельно не может обобщить полученные знания и установить причинно-следственные связи.
Оценка «2» - не ставится.

7

II.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Содержание учебного предмета «География» позволяет формировать
у обучающихся широкий спектр видов учебной деятельности, таких, как
умение классифицировать, наблюдать, делать выводы, объяснять, доказывать, давать определения понятиям.
Программа 7 класса полностью посвящена ознакомлению с природой и хозяйством России. Изучение вопросов физической, элементов экономической и социальной географии своей страны рассматривается в тесной взаимосвязи, а природа изучается как среда обитания и жизнедеятельности людей, как источник ресурсов для развития народного хозяйства.
Особое внимание уделяется экологическим проблемам. Необходимо
вскрыть причины обострения экологических ситуаций в некоторых районах нашей страны.
На изучение «Географии России» в данной программе отведен весь 7
класс, в содержании учебного материала выделены два основных блока:
1. Особенности природы и хозяйства России — 11 ч
П. Природные зоны России — 57 ч.
Задача первого блока этого раздела создать целостное представление
о своей родине, раскрыть разнообразие ее природных условий, ресурсов,
населения и хозяйства.
Учителю географии необходимо подумать о рациональном распределении времени на изучение общих и зональных вопросов. Целесообразно уже при изучении I блока иллюстрировать общие положения конкретными примерами, подготавливая таким образом обучающихся к изучению
отдельных природных зон.
В региональной части курса, во втором блоке, дается комплексная
характеристика природных зон России: изучаются особенности климата,
природы, условия жизни и хозяйственной деятельности людей, местные

8

экономические, социальные и экологические проблемы, достопримечательности разных уголков нашей Родины.
На уроках обучающиеся пользуются современными географическими картами (физической, политико-административной и картой природных
зон России). При изучении географии России констатируются новые национально-территориальные образования, подчеркивая культурные и этнографические особенности населения. Важный аспект проблемы – развитие
крупнейших городов, центров науки, малых городов и сел. Также при изучении географии России учитывается принятое в настоящее время новое
административное деление России на федеральные округа.

III. Тематическое планирование
№ п\п

Тема (раздел)

Количество часов
на изучение

Контрольные
работы

1

Особенности природы и хозяйства России

11

1

2

Природные зоны России

2

1

3

Зона арктических пустынь

5

1

4

Зона тундры

8

1

5

Лесная зона

18

1

6

Зона степей

8

1

7

Зона пустынь и полупустынь

7

1

8

Зона субтропиков

4

1

9

Высотная поясность в горах

5

1

68

9

Итого

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».