МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Нижегородской области Управление образования, молодёжной политики и спорта администрации Пильнинского муниципального округа Муниципальное общеобразовательное учреждение Медянская средняя школа Приложение 1 к АООП, утвержденной приказом директора от 25.08.2023 г. № 60 о.д. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «География» 7 класс вариант 1 (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) с. Медяна 2023 I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебному предмету «География» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR). ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей. Учебный предмет «География» относится к предметной области «Естествознание» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «География» в 7 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов в год (2 часа в неделю). ФАООП УО (вариант 1) определяет цель и задачи учебного предмета «География». Цель обучения - сформировать у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в окружающей среде. Задачи обучения: − формирование представлений о географии и ее роли в понимании природных и социально-экономических процессов и их взаимосвязей; 2 − формирование представлений об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России, разных материков и отдельных стран; − формирование умения выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; − формирование умений и навыков использования географических знаний в повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф; − овладение основами катастрофической грамотности и использование элементарных практических умений и приемов использования географической карты для получения географической информации; − формирование умения вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий. Федеральная рабочая программа по учебному предмету «География» в 7 классе определяет следующие задачи: − формирование элементарных, но научных и систематических сведений о природе, населении, хозяйстве России; − знакомство с культурой и бытом народов России, достопримечательностями разных уголков нашей Родины. − знакомство с особенностями взаимодействия человека и природы. Планируемые результаты освоения рабочей программы по учебному предмету «География» в 7 классе Личностные результаты: − осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; 3 − формирование чувства патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России, ценностям многонационального российского общества; − формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку и его мнению. − формирование ценности здорового и безопасного образа жизни, знание и соблюдение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей (наводнения, лавина, сель, шторм, ураган и т.п.); − формирование правильного отношения к окружающей (природной) среде; знать и использовать на практике правила поведения в природе, ее сохранения и рационального использования, принимать участие в мероприятиях по охране природы; − принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности; − формирование уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде. Уровни достижения предметных результатов по учебному предмету «География» в 7 классе Минимальный уровень: − иметь представлений об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России; − понимать географическую карту: декодировать условные знаки карты; − показывать на карте (с помощью вспомогательных средств – генерализация линий рек, пунсоны, таблички с названиями) географические объекты, указанные в программе; 4 − определять направления на карте с опорой на вспомогательные средства; − показывать границы России на физической карте РФ; − показывать на карте природные зоны. называть природные зоны с опорой на карту; − принимать участие в мероприятиях по охране окружающей среды; правильно вести себя в природе; − делать несложные макеты изучаемых природных зон (с группой обучающихся) под руководством учителя; − выделять, описывать существенные признаки географических объектов и явлений с помощью учителя; − использовать географические знаний в повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф. Достаточный уровень: − показывать границы России на глобусе, карте полушарий, физической карте и карте природных зон России, давать элементарное описание природы по зонам, пользуясь картинами, картами и планом; − показывать по картам (физической и природных зон России) географические объекты, указанные в программе; − устанавливать простейшие взаимосвязи между климатом, растительным и животным миром, природными условиями и занятиями населения; − выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений с помощью учителя; − сравнивать географические объекты, факты, явления, события по заданным критериям; 5 − вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, оценивать их изменения в результате природных и антропогенных воздействий; − находить в различных источниках, указанных учителем, учебную информацию; − называть и показывать на иллюстрациях изученные культурные и исторические памятники своей области. Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью планируемых результатов освоения рабочей программы по учебному предмету «География» в 7 классе Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах: − 0 баллов - нет фиксируемой динамики; − 1 балл - минимальная динамика; − 2 балла - удовлетворительная динамика; − 3 балла - значительная динамика. Критерии оценки предметных результатов Оценка «5» ставится, если обучающийся: − ориентируется на карте, находит и показывает географические объекты самостоятельно; − понимает смысл вопроса и отвечает на вопросы полными распространенными предложениями; − соблюдается связность слов в предложении. Приводит примеры, подтверждающие высказанное суждение; − классифицирует объекты на группы по существенным признакам; − дает последовательное описание объекта, раскрывающее его существенные признаки и свойства; 6 − правильно устанавливает причинно-следственные связи. Оценка «4» ставится, если обучающийся: − ориентируется на карте, но имеются неточности при нахождении и показе объекта; − дает полные ответы на вопросы, но нарушена связность слов в построении предложении; − не полно выделяет существенные признаки объекта, нарушена последовательность в описании объекта, явления. Оценка «3» ставится, если обучающийся: − испытывает затруднения в правильном показе изученных объектов на карте; − дает неточный или неполный ответ на поставленный вопрос, − материал излагает недостаточно полно и последовательно, нуждается в помощи учителя; − испытывает трудности при классификации объектов на группы; − самостоятельно не может обобщить полученные знания и установить причинно-следственные связи. Оценка «2» - не ставится. 7 II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ Содержание учебного предмета «География» позволяет формировать у обучающихся широкий спектр видов учебной деятельности, таких, как умение классифицировать, наблюдать, делать выводы, объяснять, доказывать, давать определения понятиям. Программа 7 класса полностью посвящена ознакомлению с природой и хозяйством России. Изучение вопросов физической, элементов экономической и социальной географии своей страны рассматривается в тесной взаимосвязи, а природа изучается как среда обитания и жизнедеятельности людей, как источник ресурсов для развития народного хозяйства. Особое внимание уделяется экологическим проблемам. Необходимо вскрыть причины обострения экологических ситуаций в некоторых районах нашей страны. На изучение «Географии России» в данной программе отведен весь 7 класс, в содержании учебного материала выделены два основных блока: 1. Особенности природы и хозяйства России — 11 ч П. Природные зоны России — 57 ч. Задача первого блока этого раздела создать целостное представление о своей родине, раскрыть разнообразие ее природных условий, ресурсов, населения и хозяйства. Учителю географии необходимо подумать о рациональном распределении времени на изучение общих и зональных вопросов. Целесообразно уже при изучении I блока иллюстрировать общие положения конкретными примерами, подготавливая таким образом обучающихся к изучению отдельных природных зон. В региональной части курса, во втором блоке, дается комплексная характеристика природных зон России: изучаются особенности климата, природы, условия жизни и хозяйственной деятельности людей, местные 8 экономические, социальные и экологические проблемы, достопримечательности разных уголков нашей Родины. На уроках обучающиеся пользуются современными географическими картами (физической, политико-административной и картой природных зон России). При изучении географии России констатируются новые национально-территориальные образования, подчеркивая культурные и этнографические особенности населения. Важный аспект проблемы – развитие крупнейших городов, центров науки, малых городов и сел. Также при изучении географии России учитывается принятое в настоящее время новое административное деление России на федеральные округа. III. Тематическое планирование № п\п Тема (раздел) Количество часов на изучение Контрольные работы 1 Особенности природы и хозяйства России 11 1 2 Природные зоны России 2 1 3 Зона арктических пустынь 5 1 4 Зона тундры 8 1 5 Лесная зона 18 1 6 Зона степей 8 1 7 Зона пустынь и полупустынь 7 1 8 Зона субтропиков 4 1 9 Высотная поясность в горах 5 1 68 9 Итого 9