МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Нижегородской области Управление образования, молодёжной политики и спорта администрации Пильнинского муниципального округа Муниципальное общеобразовательное учреждение Медянская средняя школа Приложение 1 к АООП, утвержденной приказом директора от 25.08.2023 г. № 60 о.д. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Чтение (литературное чтение)» 6 класс вариант 1 (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) с.Медяна 2023г. СОДЕРЖАНИЕ I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ................................................................. 3 II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ................................................................. 10 III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ................................................ 12 2 1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебному предмету «Чтение (литературноечтение)» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утверждена приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г № 1026 ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей. Учебный предмет «Чтение (литературное чтение)» относится к предметной области «Язык и речевая практика» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Чтение (литературное чтение)» в 6 классе рассчитана на 34учебные недели и составляет 170часов в год (5 часов в неделю). ФАООП УО вариант 1 определяет цель и задачи учебного предмета «Чтение (литературное чтение)». 2.Цели и задачи Цель обучения - учить правильному объяснительному чтению слов, предложений и текстов, направленному на изучение произведений, понимание которых основано на имеющемся личном опыте обучающихся. Задачи обучения: − воспитание у обучающихся интереса к чтению; − формирование техники чтения: правильного и плавного чтения целыми словами в темпе, приближенном к темпу устной разговорной речи (в том числе и сложных по звуко-слоговой структуре и значению слов после предварительной обработки); -формирование навыков сознательного чтения: читать доступный пониманию текст, осмысленно воспринимать содержание прочитанного, сопереживать героям произведения, давать оценку их поступкам во время коллективного анализа; − развитие у обучающихся умения общаться на уроке чтения: отвечать на вопросы учителя, спрашивать о непонятных словах, делиться впечатлениями о прочитанном, дополнять пересказы текста, словесно иллюстрировать читаемый текст, коллективно обсуждать предполагаемый ответ. Рабочая программа по учебному предмету «Чтение (литературноечтение)» в 6 классе определяет следующие задачи: − формирование умения читать доступный пониманию текст правильно, 3 осознанно, плавно, целым словом с постепенным переходом к чтению группами слов (словосочетаниями) в соответствии с нормами орфоэпии; − развитие умения осмысленно воспринимать содержание текста, умение поделиться впечатлением о прочитанном, умение пересказывать текст; − развитие навыка правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения; − формирование читательской самостоятельности у обучающихся:развитие у них интереса к чтению, знакомство с лучшими, доступными их пониманию произведениями художественной литературы; − формирование и развитие навыка речевого общения обучающихся на материале прочитанных и проанализированных литературных произведений; − развитие и совершенствование навыка работы с различными текстами: художественными, научно-художественными, научно-популярными статьями; − формирование навыка самостоятельной работы с книгой. 3.Планируемые результаты освоения рабочей программыпо учебному предмету «Чтение» в 6 классе Личностные результаты: − воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; − принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности; − воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; − развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей; − сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. 4.Уровни достижения предметных результатовпо учебному предмету «Чтение» в 6 классе Минимальный уровень: − правильное и плавное чтение целыми словами (чтение по слогам сложных по звуко-слоговой структуре и значению слов); − ответы на вопросы с помощью учителя; − определение основной мысли с помощью учителя в том случае, когда она прямо сформулирована в тексте; 4 − полный и выборочный пересказ несложных по содержанию и структуре текстов (отрывков из них) с опорой на картинный план и наводящие вопросы учителя; − заучивание наизусть небольших по объёму стихотворений или отрывков из них (количество заучиваемых стихотворений учитель определяет с учётом индивидуальных возможностей обучающегося); − элементарная оценка поступков героев произведений; − определение своего отношения к героям и их поступкам. Достаточный уровень: − правильное и плавное чтение целыми словами в темпе, приближенном к темпу устной разговорной речи (в том числе и сложных по звуко-слоговой структуре и значению слов после предварительной отработки); − чтение с соблюдением знаков препинания в конце предложений, использование интонации, соответствующей знакам препинания в конце предложений; − самостоятельные ответы на вопросы по содержанию текста; − словесное иллюстрирование отдельных отрывков текста (под руководством учителя); − составление элементарной характеристики героя с использованием опорных слов; − определение основной мысли с помощью учителя и подтверждение её отрывками из текста; − деление текста на части по предложенному плану; − полный пересказ текста по предложенному словесно-логическому плану и выборочный пересказ с опорой на иллюстрацию; − коллективное словесное иллюстрирование отдельных отрывков текста с ясно выраженной фабулой (с помощью наводящих вопросов учителя); − заучивание наизусть 6—8 стихотворений; − выражение своего отношения к поступкам героев и объяснение их; − определение (с помощью учителя) причины поступков героев и элементарная оценка; − определение (с помощью учителя) отношения автора к героям и их поступкам; − понимание эмоционального состояния героя произведения и установление причин его переживаний. 5.Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью планируемых результатов освоения рабочей программы по учебному предмету «Чтение» в 6 классе 5 Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах: − 0 баллов - нет фиксируемой динамики; − 1 балл - минимальная динамика; − 2 балла - удовлетворительная динамика; − 3 балла - значительная динамика. Критерии оценки предметных результатов В 6 классе текущий контроль по предмету «Чтение (литературное чтение)» осуществляется в форме устных ответов индивидуально или фронтально. При оценке устных ответов принимается во внимание: − чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно); − выразительное чтение наизусть или с листа на материале изучаемых программных произведений; − умение ориентироваться в тексте; − знание литературных произведений. Оценка «5» ставится обучающемуся, если он: − читает целыми словами правильно, с 1 – 2 самостоятельно исправленными ошибками; читает выразительно, с соблюдением синтаксических и смысловых пауз, логических ударений; − отвечает на вопросы и передаёт содержание прочитанного полно, правильно, последовательно; − твёрдо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно. Оценка «4» ставится обучающемуся, если он: − читает целыми словами, некоторые трудные слова – по слогам; − допускает 1 – 2 ошибки при чтении, соблюдение смысловых пауз, логических ударений, допускает неточности в ответах на вопросы и при пересказе содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; − допускает при чтении наизусть 1-2 самостоятельно исправляемые ошибки; − читает наизусть недостаточно выразительно. Оценка «3» ставится обучающемуся, если он: 6 − читает, в основном, целыми словами, трудные слова – по слогам; − допускает 3-4 ошибки при чтении, соблюдении смысловых и синтаксических пауз, логических ударений; − отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного с помощью учителя; − обнаруживает при чтении наизусть нетвёрдое усвоение текста. Оценка «2» не ставится. Критерии отметки пересказа текста Оценка «5» - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного, правильно отвечаетна вопрос. Оценка «4» - допускает 1-2 ошибки, неточности, сам их исправляет. Оценка «3» - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного,допускает речевые ошибки. Оценка «2» - не ставится. Критерии чтения стихотворения наизусть Оценка «5» - твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительночитает. Оценка «4» - знает наизусть, но допускает при чтении перестановкуслов, самостоятельно исправляет допущенные неточности. Оценка «3»- читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердоеусвоение текста. Оценка «2» - не ставится. 7 6.СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ В 6 классе особое внимание уделяется совершенствованию у обучающихся беглого, сознательного, правильного и выразительногочтения целыми словами в темпе, приближенном к темпу устной разговорнойречи. Работа над выразительным чтением включает соблюдение пауз между предложениями, логического ударения, необходимой интонации.Для понимания читаемого осуществляется следующая работа: выделение главной мысли произведения, осознание последовательности, причинности и смысла читаемого, деление текста на законченные по смыслу части по данным заглавиям, придумывание заглавий к основным частям текста, коллективное составление плана. Для развития устной речи используется метод полного и выборочного пересказа, заучивание наизусть стихотворений, басен. В процессе обучения целесообразно использовать следующие методыи приемы: − словесный метод (рассказ, беседа, работа с учебником); − наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций, схемы); − практический метод (упражнения, практическая работа, пересказ по картинному плану, выборочное чтение); − репродуктивный метод (работа по алгоритму). Содержание разделов № Название раздела, темы 1. Давайте читать Количество Контрольны Внеклассное е часов чтение работы 16 1 (тест) 1 2. Школьная страна 12 1 (тест) 3. Круглый год. Осень 10 1 (тест) 4. Истоки мудрости 17 1 (тест) 1 5. Наша Родина 14 1 (тест) 1 6. Круглый год. Зима 10 1 (тест) 7. Среди людей 16 1 (тест) 1 8. О мастерах и мастерицах, о 12 труде и трудолюбии 1 (тест) 1 9. Защитники Отечества 9 1 (тест) 10. Люби все живое 20 1 (тест) 1 11. Круглый год. Весна 10 1 (тест) 1 1 8 12. «Никто не забыт, ничто не забыто…» 13 1 (тест) 13. Круглый год. Лето 11 1 (тест) 170 13 Итого: 8 9