РП_6_Чтение

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Нижегородской области
Управление образования, молодёжной политики и спорта администрации
Пильнинского муниципального округа
Муниципальное общеобразовательное учреждение Медянская средняя школа

Приложение 1 к АООП,
утвержденной
приказом директора
от 25.08.2023 г. № 60 о.д.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Чтение (литературное чтение)» 6 класс
вариант 1
(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)

с.Медяна
2023г.

СОДЕРЖАНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ................................................................. 3
II.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ................................................................. 10

III.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ................................................ 12

2

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение (литературноечтение)»
составлена на основе Федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1),
утверждена приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г №
1026
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их
особых образовательных потребностей, а также индивидуальных
особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Чтение (литературное чтение)» относится к предметной
области «Язык и речевая практика» и является обязательной частью
учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету
«Чтение (литературное чтение)» в 6 классе рассчитана на 34учебные недели
и составляет 170часов в год (5 часов в неделю).
ФАООП УО вариант 1 определяет цель и задачи учебного предмета
«Чтение (литературное чтение)».
2.Цели и задачи
Цель обучения - учить правильному объяснительному чтению слов,
предложений и текстов, направленному на изучение произведений,
понимание которых основано на имеющемся личном опыте обучающихся.
Задачи обучения:
− воспитание у обучающихся интереса к чтению;
− формирование техники чтения: правильного и плавного чтения целыми
словами в темпе, приближенном к темпу устной разговорной речи (в том
числе и сложных по звуко-слоговой структуре и значению слов после
предварительной обработки);
-формирование навыков сознательного чтения: читать доступный
пониманию текст, осмысленно воспринимать содержание прочитанного,
сопереживать героям произведения, давать оценку их поступкам во время
коллективного анализа;
− развитие у обучающихся умения общаться на уроке чтения: отвечать на
вопросы учителя, спрашивать о непонятных словах, делиться впечатлениями
о прочитанном, дополнять пересказы текста, словесно иллюстрировать
читаемый текст, коллективно обсуждать предполагаемый ответ.
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение (литературноечтение)» в
6 классе определяет следующие задачи:
− формирование умения читать доступный пониманию текст правильно,
3

осознанно, плавно, целым словом с постепенным переходом к чтению
группами слов (словосочетаниями) в соответствии с нормами орфоэпии;
− развитие умения осмысленно воспринимать содержание текста, умение
поделиться впечатлением о прочитанном, умение пересказывать текст;
− развитие навыка правильного, сознательного, беглого и выразительного
чтения;
− формирование читательской самостоятельности у обучающихся:развитие у
них интереса к чтению, знакомство с лучшими, доступными их пониманию
произведениями художественной литературы;
− формирование и развитие навыка речевого общения обучающихся на
материале прочитанных и проанализированных литературных произведений;
− развитие и совершенствование навыка работы с различными текстами:
художественными, научно-художественными, научно-популярными
статьями;
− формирование навыка самостоятельной работы с книгой.
3.Планируемые результаты освоения рабочей программыпо
учебному предмету «Чтение» в 6 классе
Личностные результаты:
− воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;
− принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление
социально значимых мотивов учебной деятельности;
− воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
− развитие этических чувств, проявление доброжелательности,
эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление
сопереживания к чувствам других людей;
− сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.
4.Уровни достижения предметных результатовпо учебному
предмету «Чтение» в 6 классе
Минимальный уровень:
− правильное и плавное чтение целыми словами (чтение по слогам
сложных по звуко-слоговой структуре и значению слов);
− ответы на вопросы с помощью учителя;
− определение основной мысли с помощью учителя в том случае, когда
она прямо сформулирована в тексте;
4

− полный и выборочный пересказ несложных по содержанию и
структуре текстов (отрывков из них) с опорой на картинный план и
наводящие вопросы учителя;
− заучивание наизусть небольших по объёму стихотворений или
отрывков из них (количество заучиваемых стихотворений учитель
определяет с учётом индивидуальных возможностей обучающегося);
− элементарная оценка поступков героев произведений;
− определение своего отношения к героям и их поступкам.
Достаточный уровень:
− правильное и плавное чтение целыми словами в темпе, приближенном
к темпу устной разговорной речи (в том числе и сложных по звуко-слоговой
структуре и значению слов после предварительной отработки);
− чтение с соблюдением знаков препинания в конце предложений,
использование интонации, соответствующей знакам препинания в конце
предложений;
− самостоятельные ответы на вопросы по содержанию текста;
− словесное иллюстрирование отдельных отрывков текста (под
руководством учителя);
− составление элементарной характеристики героя с использованием
опорных слов;
− определение основной мысли с помощью учителя и подтверждение её
отрывками из текста;
− деление текста на части по предложенному плану;
− полный пересказ текста по предложенному словесно-логическому
плану и выборочный пересказ с опорой на иллюстрацию;
− коллективное словесное иллюстрирование отдельных отрывков
текста с ясно выраженной фабулой (с помощью наводящих вопросов
учителя);
− заучивание наизусть 6—8 стихотворений;
− выражение своего отношения к поступкам героев и объяснение их;
− определение (с помощью учителя) причины поступков героев и
элементарная оценка;
− определение (с помощью учителя) отношения автора к героям и их
поступкам;
− понимание эмоционального состояния героя произведения и
установление причин его переживаний.
5.Система оценки достижения обучающимися
с умственной отсталостью планируемых результатов освоения
рабочей программы по учебному предмету «Чтение» в 6 классе
5

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
− 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
− 1 балл - минимальная динамика;
− 2 балла - удовлетворительная динамика;
− 3 балла - значительная динамика.
Критерии оценки предметных результатов
В 6 классе текущий контроль по предмету «Чтение (литературное чтение)»
осуществляется в форме устных ответов индивидуально или фронтально.
При оценке устных ответов принимается во внимание:
− чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко,
выборочно);
− выразительное чтение наизусть или с листа на материале изучаемых
программных произведений;
− умение ориентироваться в тексте;
− знание литературных произведений.
Оценка «5» ставится обучающемуся, если он:
− читает целыми словами правильно, с 1 – 2 самостоятельно
исправленными ошибками; читает выразительно, с соблюдением
синтаксических и смысловых пауз, логических ударений;
− отвечает на вопросы и передаёт содержание прочитанного полно,
правильно, последовательно;
− твёрдо знает наизусть текст стихотворения и читает его
выразительно.
Оценка «4» ставится обучающемуся, если он:
− читает целыми словами, некоторые трудные слова – по слогам;
− допускает 1 – 2 ошибки при чтении, соблюдение смысловых пауз,
логических ударений, допускает неточности в ответах на вопросы и при
пересказе содержания, но исправляет их самостоятельно или с
незначительной помощью учителя;
− допускает при чтении наизусть 1-2 самостоятельно исправляемые
ошибки;
− читает наизусть недостаточно выразительно.
Оценка «3» ставится обучающемуся, если он:
6

− читает, в основном, целыми словами, трудные слова – по слогам;
− допускает 3-4 ошибки при чтении, соблюдении смысловых и
синтаксических пауз, логических ударений;
− отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного с
помощью учителя;
− обнаруживает при чтении наизусть нетвёрдое усвоение текста.
Оценка «2» не ставится.
Критерии отметки пересказа текста
Оценка «5» - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно,
последовательно, не упуская главного, правильно отвечаетна вопрос.
Оценка «4» - допускает 1-2 ошибки, неточности, сам их исправляет.
Оценка «3» - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не
умеет последовательно передать содержание прочитанного,допускает
речевые ошибки.
Оценка «2» - не ставится.
Критерии чтения стихотворения наизусть
Оценка «5» - твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительночитает.
Оценка «4» - знает наизусть, но допускает при чтении перестановкуслов,
самостоятельно исправляет допущенные неточности.
Оценка «3»- читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердоеусвоение
текста.
Оценка «2» - не ставится.

7

6.СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
В 6 классе особое внимание уделяется совершенствованию у обучающихся
беглого, сознательного, правильного и выразительногочтения целыми
словами в темпе, приближенном к темпу устной разговорнойречи.
Работа над выразительным чтением включает соблюдение пауз между
предложениями, логического ударения, необходимой интонации.Для
понимания читаемого осуществляется следующая работа: выделение
главной мысли произведения, осознание последовательности, причинности
и смысла читаемого, деление текста на законченные по смыслу части по
данным заглавиям, придумывание заглавий к основным частям текста,
коллективное составление плана. Для развития устной речи используется
метод полного и выборочного пересказа, заучивание наизусть
стихотворений, басен.
В процессе обучения целесообразно использовать следующие методыи
приемы:
− словесный метод (рассказ, беседа, работа с учебником);
− наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций, схемы);
− практический метод (упражнения, практическая работа, пересказ по
картинному плану, выборочное чтение);
− репродуктивный метод (работа по алгоритму).
Содержание разделов
№

Название раздела, темы

1.

Давайте читать

Количество Контрольны Внеклассное
е
часов
чтение
работы
16
1 (тест)
1

2.

Школьная страна

12

1 (тест)

3.

Круглый год. Осень

10

1 (тест)

4.

Истоки мудрости

17

1 (тест)

1

5.

Наша Родина

14

1 (тест)

1

6.

Круглый год. Зима

10

1 (тест)

7.

Среди людей

16

1 (тест)

1

8.

О мастерах и мастерицах, о 12
труде и трудолюбии

1 (тест)

1

9.

Защитники Отечества

9

1 (тест)

10.

Люби все живое

20

1 (тест)

1

11.

Круглый год. Весна

10

1 (тест)

1

1

8

12.

«Никто не забыт,
ничто не забыто…»

13

1 (тест)

13.

Круглый год. Лето

11

1 (тест)

170

13

Итого:

8

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».